Лента

Автор Тема: Переводы статей из Атарна.  (Прочитано 6856 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

13 Января 2009, 13:34:28
Ответ #20
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

http://atarn.org/chinese/qigong.htm
Совершенствование разума и тела

© Stephen Selby, 1999

Китайская концепция «совершенного лучника» включала в себя достижение ряда целей. Это можно суммировать следующим образом -
Фундаментальные навыки лучника
Расширенный контроль над телом
Расширенный контроль над разумом
 
Фундаментальные навыки
Фундаментальные навыки – это те практические навыки лучника, которые были описаны в работах Ван Цзю (династия Тан) и Ли Ченфэнь (династия Мин). Оба эти автора основывались на структуре, заложенной в предшествовавших работах – в самых общих чертах, на основополагающем материале, который находится в работе Конфуция «Лучной ритуал»:
«Таким образом, лучники должны были соответствовать требованиям ритуалов при входе, выходе или поворотах в любом направлении. Когда их разум становился невозмутимым, а их стойка прямой (правильной), они брали лук и стрелу, и сосредотачивались. Только когда лучник взял лук и стрелу и сосредоточился, только тогда можно было говорить о соответствии с ритуалом. Это является средством оценки того, насколько добродетельно их поведение.
Основная суть фундаментальных навыков в «Лучном ритуале» и их соотношение с контролем над телом и контролем над разумом, может быть выражено следующим образом -
- соответствие с ритуалом;
- (внутренний аспект) разум невозмутим / - (внешний аспект) твердая стойка
- сосредоточение / - твердость
- взятие лука и стрелы

Контроль разума
Лецзы был даосистским философом периода династии Хань. Вот выдержка из его работ:
«Лецзы устроил демонстрацию своего умения стрелять из лука для своего друга сына правителя Хуня. Полностью натянул лук, [некто] установил чашку с водой на внутреннюю часть своего локтя и выпустил стрелы так, что все последующие стрелы ударялись о наконечник стрелы, которую он выпустил первой. Во время стрельбы стойка Лецзы была тверда, как у статуи. Сын правителя Хунь сказал, «Это всего лишь «стрельба из лука», а не «нестрельба из лука». Предположим, что мы с тобой забрались на высокую гору, влезли на край пропасти и повернулись лицом к бездне, какова была бы твоя стрельба?»
После этого сын правителя Хунь взял Лецзы с собой в горы, взобрался на край пропасти, повернулся лицом к бездне, затем повернулся спиной к бездне так, что половина его ступни нависла над краем и поманил Лецзы к себе рукой.
Лецзы упал на землю и вспотел так, что его ступни стали мокрыми. Сын правителя Хунь сказал:
«Любой человек, который полностью развил свои способности, будет обладать несгибаемым духом, неважно, обращен ли он к небу над ним, погружается ли он в бурные пучины, или путешествует в самые удаленные края земли. Но теперь ты напуган до потери разума, в твоих глазах стоит ужас. Я думаю, что тебе еще предстоит пройти некий путь для дальнейшего совершенствования твоих навыков стрельбы из лука, не так ли?»
Лецзы усовершенствовал свою технику стрельбы из лука. Он мог выделывать разные штучки, которые были неотъемлемой частью внешнего проявления отличных навыков стрельбы из лука; и все равно это не произвело впечатления на сына правителя Хуня. Причина была в том, что Лецзы не имел нужного уровня контроля над разумом. Путь к правильному контролю над разумом был изложен в «Великом учении» Конфуция. Эта работа была переработана сунским философом Чжу Си в созерцательный метод самосовершенствования (возможно под влиянием дзенских методов медитации).
Ци Цзигуан (1528-1587 гг.), знаменитый китайский генерал, который сражался с японскими пиратами в период династии Мин, был первым, кто включил четкую ссылку на этот момент в своей работе «Новая книга обеспечения дисциплины и эффективности». На него несомненно оказала работа философа Ван Янмина (1472-1529 гг.). Ван Янмин был блестящим ученым, прославившимся развитием неоконфунцианских идей Чжу Си, но считал их слишком ограниченными и элитарными. Заинтересовавшись практикой и принципами цигуна, Ван Янмин разработал новый взгляд на конфуцианскую классику, который заключался в правильном подходе к учению и самосовершенствованию, и выдвигал мнение о том, что искусственные социальные барьеры должны быть разрушены, что необходимо удалить ограничения, которые налагаются на себя самим человеком, и, таким образом, самосовершенствование было доступно всем людям.
Его взгляды были приняты и расширены в конце периода династии Мин Ли Ченфэнем, малоизвестным писателем, чей «Учебник стрельбы из лука» сохранился в энциклопедии династии Мин «Полное собрание древних и современных книг и картин». Ли Ченфэнь родился в провинции Аньхой и жил в конце 16 и начале 17 века. Он глубоко уважал школу Ци Цзигуана и Ван Янмина. Он писал:
Ци Цзигуан пишет: «Книга «Записи ритуалов» говорит о «Взятии лука, концентрации и твердой стойке». «Концентрация» - означает незначительное внимание [на вашу стрельбу]; «твердая стойка» означает крепкую хватку лука. Слово «концентрация» означает то же, что «медитация», о которой говорится в «Великом учении»: «Он медитирует на этом, затем он может достичь этого». Когда благородный человек стремится к полному совершенству, он знает, в какой момент он должен достичь стадии совершенства и решает достичь его, затем становится спокойным, затем умиротворенным. И он должен быть способен медитировать на этих качествах, прежде чем он сможет полностью добиться своей цели. Когда благородный человек занимается стрельбой, в момент, когда он полностью натянул свой лук, и в момент перед тем, как выпустить стрелу, он должен концентрироваться на своей стойке, и тогда у него будет уверенность в том, что он попадет в цель.
Методики контроля над разумом, конечно, не могут быть применены до тщательного изучения фундаментальных навыков. Китайские инструкторы рассматривали методики самообучения. Причины этого станут понятны, когда мы изучим работы Гао Ина (династия Мин), в частности, «Ортодоксальное введение в боевое искусство стрельбы из лука».
Должный, признанный стиль стрельбы из лука подобен шоссе: оно имеет естественную логику. Если ты вышел на него и продолжаешь двигаться, в конце ты прибудешь к главным воротам города. Оттуда ты можешь попасть к зданию городских властей, а оттуда, в свою очередь, можно войти во внутренние помещения этого здания. На то, чтобы попасть туда, у тебя уйдет несколько дней. Но если ты встанешь на неправильную дорогу и будешь продолжать двигаться, то попадешь на какую-нибудь пригородную дорогу. Это подобно тому, как направляясь в столицу, пойти неверной дорогой: чем быстрее едешь, тем дальше в сторону уходишь.
Обучающийся должен совершенствовать себя в фундаментальных навыках, принадлежащих признанной методической школы. Эти навыки необходимо отрабатывать непрерывно, пока совершенная форма не станет больше делом сознательных усилий. Это потому что любые ресурсы, используемые для сознательного контроля над выстрелом, неизбежно уменьшают ресурсы, необходимые для достижения конечной цели стрельбы.
«Великое учение» - это тоже «признанный метод». Оно учит, что цель изучения любого предмета заключается в том, чтобы считать изучение завершенным только тогда, когда будет достигнута заранее определенная цель. Эта конечная задача заранее считается целью, поскольку тогда обучаемый сам решает достичь ее. Если он принял решение, тогда он способен очистить свой разум от посторонних предметов. Очистив разум от посторонних предметов, он может умиротвориться. Будучи умиротворенным, он способен приступить к медитации. Посредством медитации он сможет отличить лес от деревьев, отличить причины от следствий и на первый план поставить первые (по значимости) вещи. Это очень близко к принципам, выраженным в «Великом учении». Ни одна из этих вещей не подразумевает изучение базовой техники: необходимо понимать, что базовая техника тщательно внедрена еще до начала этого процесса.
Если вернуться назад и еще раз рассмотреть загадочный комментарий Хуня в отношении мастерства Лецзы, мы, несомненно, уже лучше поймем его на основании пояснений «Великого учения»: стрельба Лецзы «являлась стрельбой лишь в соответствии с принципами стрельбы из лука, а не в соответствии с «нелучной» концепцией совершенствования.
Если ты хочешь понимать то, к чему стремится японский последователь Кюдо или корейский традиционный лучник, то это именно описанная концепция целостного совершенствования, описанная в «Великом учении», четко выраженная Ван Янмином. То, что японский последователь Кюдо выражает поставленную цель терминами учения Дзен, - это совершенно безразлично.

Контроль над телом
Если контроль над разумом можно продвинуть далее контроля над непосредственным хаосом в сознании, создаваемым потребностями для проведения выстрела, истинно также и то, что контроль лучника над своим телом может также быть развит далеко за пределы контроля над деталями физического выполнения выстрела. Самым важным методом достижения этого являлся контроль над «ци».
Ци – это не магия. С другой стороны, это понятие трудно объяснить в стандартных западных медицинских терминах. Например, ци понимается в китайской медицине как сила, которая «течет» как жидкость по системе каналов, которые западная медицина не признает. Я постараюсь сформулировать мои объяснения с помощью западных терминов, несмотря на то, что при этом пропадут многие нюансы.
Термин «цигун» можно расшифровать как «ментальный контроль над дыханием». По меньшей мере именно здесь начинается теория и его изучение. В период «Воюющих царств», писатель Гуань Чжун (ум. в 644 г. до н.э.) объяснял, что положение разума в теле имеет доминирующее положение; «дух» - это дистиллят «ци», а «ци» - энергетический заряд тела. Говоря такими терминами, ранее понятие о «ци» подразумевало энергию, которую можно было концентрировать и это достигалось с помощью разума. Начиная с династии Хань, концентрация и движение ци являлось одним из крупнейших устремлений традиционной медицины.
Даоистская школа считала, что животные могут инстинктивно управлять своей ци, чтобы продлевать жизнь и исцелять болезни. В частности, считалось, что черепаха достигает чрезвычайного долголетия благодаря тому, что ее дыхание является таким медленным, что почти не заметно. Из этого развилась идея о том, что типичные движения животных – гибкость змеиного тела, расправление птичьих крыльев, воинственная стойка медведя или волнообразные движения дракона – могут имитироваться человеком для достижения хорошего эффекта. Добавим к этому, что медленное, глубокое дыхание увеличивает заряд, который дыхание привносит в тело.
Из этой теории развилось большое количество стилей упражнений и такие упражнения сочетались почти со всеми религиозными сектами и всеми видами китайских боевых искусств. Эффективное овладение упражнениями цигуна невозможно отделить от практики контроля над разумом, как было указано в «Великом учении». В боевых искусствах, задача интеграции цигуна заключалась, прежде всего, в обеспечении того, чтобы потребности естественного дыхания не конфликтовали с требованиями текущего момента физического движения тела, и, если возможно, сделать «собирание» ци способом повышения эффективности боя.
Одна из техник цигуна заключается в дыхании с помощью как грудной клетки, так и диафрагмы для наполнения легких. Напряжение мышц при удержании мощного лука на полном натяжении препятствует свободному движению грудной клетки; так что умение дышать диафрагмой явно полезно, поскольку оно обеспечивает поступление достаточного количества воздуха в легкие.
Еще одна техника – это гипервентиляция. Те, кто занимается цигуном, интерпретируют покалывание в кончиках пальцев, вызванное гипервентиляцией, как признак того, что ци эффективно продвинулось в самые удаленные части тела. Гипервентиляция перед натяжением лука может обеспечить достаточный запас кислорода, который позволит работать мышцам без дрожания.
Дальнейшей целью цигуна является сделать сочетание медитационных методик «Великого учения» и методик контроля над телом цигуна, средством вызова полугипнотического эффекта. В это состояние очень легко войти, поскольку для этого требуется лишь сочетание любого тщательно изученного комплекта медленных движений тела и глубокого естественного дыхания. Получаемое в результате состояние разума может быть использовано для борьбы со страхом экзамена, соревнований или боя. Заявляется, хотя это и не является несомненным, что такое состояние может помочь занимающемуся боевыми искусствами или стрельбой из лука достичь таких успехов, которые в противном случае, были бы невозможны.
Наконец, цигун, после того, как он освоен, может дисциплинировать тело даже если им заниматься лишь мысленно. Например, серия сложных действий (например, произведение выстрела из лука), в сочетании с правильным дыханием, может репетироваться в уме, без движения тела, кроме того, что необходимо для дыхания. Такие тренировки могут постепенно сделать лучника-правшу способным натягивать лук левой рукой или наоборот. Праворукость и леворукость находятся в мозге, и вполне разумно предположить, что умственные упражнения могут преодолеть их.
Наран Чанггиун, член маньчжурского правящего класса в 1640-е года, написал книгу о стрельбе из лука, в которой он особое внимание уделил этому аспекту цигуна в стрельбе из лука. Вот короткий отрывок, в котором рассматривается взаимоотношения между стрельбой из лука и практика одного из упражнений из известного комплекса упражнений цигун.
Тело человека насыщается силой посредством ци, а точка под диафрагмой (даньтянь) представляет собой место, куда возвращается и где накапливается ци… …Человек, умеющий управлять ци, не будет растрачивать его по мелочам, стремясь к развлечениям, и не будет уничтожать его с помощью печали и гнева. Его вдох естественный, а выдох умеренный; тогда ци насыщает все его тело и проникает в его четыре конечности. Когда приходится использовать ци в сочетании со стрельбой, ци наполняет все его тело, все его суставы становятся гибкими, а его сила и умения усиливаются, благодаря его ци.
О практике
Мастерство во владении боевыми искусствами не является исключение в плане необходимости фиксированных техник. Техника для тела, техника для руки, техника для пальца, техника для глаза – все это является частью критериев для оценки мастерства в боевых искусствах. Хороший ученик не обязан быть рабом лука и стрел, непрерывно думая о них днем и ночью. Он может отрабатывать хват лука и установку стрелы на тетиву с пустыми руками и, когда, со временем, он сможет уверенно делать это, он может перейти к отработки выпуска стрелы, как будто стреляет на самом деле.
Практика цигуна, описанная в даосистских текстах, рассказывает о методе «натягивания тяжелого лука обеими руками», который предписан для лечения ревматизма. Вот для чего изначально был предназначен этот метод: но применительно к натягиванию лука, это дает двойную выгоду. Во-первых, натягивание лука без лука является хорошим упражнением для мышц рук и боковых мышц; хотя ты не можешь выпустить стрелу, ты все равно натягиваешь тетиву и нагружаешь мышцы спины. Более того, не следует пренебрегать должной техникой для рук. Лучше всего натягивать лук без лука, затем, после небольшой паузы, проводишь действия для выпуска стрелы. Через некоторое время ты к этому привыкнешь и, когда перейдешь к реальной стрельбе, твое мастерство придет благодаря знакомству с этим предметом.
Цигун не начинается и не заканчивается дыханием. В него входит диета, функции тела и настроение. Этот принцип лежит в основе «Десяти заповедей лучника», изложенных в «Путеводителе по лесу фактов», написанном сунским писателем Чень Юаньляном.

Контроль над разумом и поддержание хорошей физической формы
Классический метод гласит: «Произведи выстрел в уме, затем выполни его руками». Таким образом, если твой контроль над разумом не эффективен, твой выстрел не имеет основания для того, чтобы поразить цель. В стрельбе из лука существует «Десять заповедей»:
  • Не позволяй своему разуму бродить, где попало;
  • Не отвлекайся на свои заботы;
  • Не приходи на тренировку в спешке;
  • Ты не должен быть пьян;
  • Ты не должен быть голоден;
  • Нельзя стрелять после переедания;
  • Ты не должен злиться;
  • Ты не должен стрелять, если не хочешь;
  • Ты не должен быть так поглощен стрельбой, что не захочешь остановиться;
  • Не соревнуйся агрессивно.

Даже не думайте заниматься стрельбой из лука, если вы не можете отказаться от этих плохих привычек! Если попал в цель, не радуйся, иначе твой разум обратится против тебя. Если промажешь, не огорчайся, иначе ты потеряешь концентрацию, и она выйдет из-под твоего контроля. Обычно, когда ты берешь лук и устанавливаешь стрелу на тетиву, ты должен естественным образом сосредоточиться на цели, и, с помощью разума выполнить выстрел. В повседневной жизни предприми дополнительные усилия для того, чтобы контролировать свое дыхание, регулировать прием пищи и напитков, избегай крайних температур, контролируй чрезмерную радость или гнев и ограничивай свои интересы и желания. Это очень важно в стрельбе из лука.
Цигун также содержит в себе большой элемент достижения равновесия. Согласно традиционной китайской психологии позитивный ментальный настрой создается постепенно, но может моментально обратиться в свою противоположность, подобно символу Инь и Ян. Этот принцип лежит в основе следующего высказывания: «Если попал в цель, не радуйся, иначе твой разум обратится против тебя. Если промажешь, не огорчайся, иначе ты потеряешь концентрацию, и она выйдет из-под твоего контроля».
Отличительные внешние черты китайской стрельбы из лука – согнутые колени и раздвинутые в бедрах ноги, локти, плечи и кисти на одной линии, живот надут при полном натяжении лука – это все симптомы попытки лучника «переместить свой ци» в правильном направлении. В романе «Неожиданная встреча», написанном примерно в 1820 г., автор, Ли Жучжень описывает очень точно и подробно девушку, дающую урок стрельбы из лука своим друзьям. (В начале 19 века женщины в Китае не занимались стрельбой из лука, но по замыслу романа нужна была женщина-лучник.)
Если ты не опустишь бедра вниз, то не сможешь опустить свое дыхание вниз, на диафрагму и давление воздуха будет создаваться в передней части грудной клетки. Вскоре ты начнешь задыхаться, сердце ускорится, и ты почувствуешь внезапную боль в передней части грудной клетки. Закончится все растяжением.
Прямые суставы, как считалось, открывают каналы, необходимые для того, чтобы ци свободно поступало в конечности. Это иллюстрируется в работе «Секретная теория выдающейся стрельбы из лука», написанной Чжан Цымэйем примерно в 1750 г.
Согласно этой работе, «Ци должен течь свободно и сухожилия должны быть расправлены», что означает, что перед тем как твое ци потечет свободно, надо сначала растянуть сухожилия. Говоря другими словами: когда связки растянуты, полости костей откроются, ключицу можно сместить и тогда энергия может быть доставлена прямо к локтям и рукам: именно так ци может течь свободно.
Это всего лишь небольшое представление образов цитат из китайской литературы, относящейся к самосовершенствованию в сочетании со стрельбой из лука, дисциплиной обучения и цигуном. Можно сказать, что как по мнению романиста Ли Жучженя, так и маньчжурского писателя Наран Чанггина, стрельба из лука в сочетании с цигуном является хорошей профилактикой ревматизма. Героиня Ли Жучженя говорит: «Всегда люди занимались стрельбой из лука для расслабления, для растягивания своих мышц и суставов, улучшения в них циркуляции. Так можно избавиться от хронических заболеваний и улучшить аппетит. Это полезно людям».
Я слышал, что корейские олимпийские лучники тренируются по традиционным методикам, затем переносят традиционные навыки в олимпийскую стрельбу из лука, используя западные рекурсивные луки. Дисциплина самосовершенствования и цигун, конечно, находятся среди этих традиционных навыков. Хотя китайские спортсмены не перенесли пока эти навыки в лучной спорт (традиционная стрельба из лука вымерла в Китае), методики цигуна, несомненно, перенесены в другие спортивные дисциплины. Недолго, я подозреваю, осталось ждать до того момента, когда они будет перенесены и на западные методики спортивных тренировок.
« Последнее редактирование: 14 Января 2009, 00:40:31 от BigMichael »

18 Января 2009, 01:31:47
Ответ #21
Оффлайн

Мантис

  • Рейтинг +65/-0

спасибо Борис,  оч хороший перевод,  я думаю что с таких источников и можно вычленить собирательный образ идеального лучника о котором говорилось в теме "оно "

 

Обсуждение статей семинара WTAF 2014

Автор Asafan

Ответов: 16
Просмотров: 1551
Последний ответ 25 Ноября 2014, 00:16:00
от Фагимасад