Лента

Автор Тема: Переводы статей из Атарна.  (Прочитано 4615 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

04 Январь 2009, 00:12:23
Прочитано 4615 раз
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

Китайская традиция стрельбы из лука
© Stephen Selby, 1997
Поройтесь в своей памяти – много ли вы знаете о восточном искусстве стрельбы из лука?
Если, как у меня, ваша ментальная картинка движется с запада на восток, а не сразу через Тихий океан, ваш мысленный взор может начать с традиции венгров и турок, затем через степных татар (парфянский выстрел), перейдет на степи Центральной Азии, пикируя мимо монгольских орд. Затем Корея, длительная история уважения к искусству стрельбы из лука позволило воспитать Олимпийских чемпионов и, наконец, вы наверняка слышали о японской традиции кюдо и кюдзицу.
И ставлю доллар против десяти центов, что когда вы достигните Китая, ваша память окажется пустой. Что можете вы вспомнить об искусстве стрельбы из лука в среде великого народа численностью в два миллиарда человек, с письменной историей, простирающейся на четыре тысячи лет? Если вы знаете об этом немного, не корите себя. Великая традиция существовала в Китае, но умерла. Но в литературе и в материалах археологии осталось достаточно следов ДНК, чтобы снова оживить эту традицию. Именно этим проектом я занимаюсь в настоящее время.
Самые ранние данные о китайской культурной истории имеют форму фольклора. Некоторые ключи также уцелели в самых древних формах китайской письменности, в которой слова записываются символами, состоящими из картинок. Из этих ключей возникает поразительная картина древнего китайского искусства стрельбы из лука. Примерно 3500 лет назад в Китае существовал шаманский культ стрельбы из лука. Шаманы и правители выполняли лучные ритуалы, молясь о дожде, прекращении наводнений и удерживая варваров вдали от китайских земель. Среди шаманских кланов знаменитым был клан по имени «И», основатель которого, согласно китайскому фольклору, сбил стрелами с неба девять солнц (оставил при этом на небе только одно солнце), которые являлись причиной засухи и голода.
В самых ранних китайских правящих династиях стрельба из лука занимала важное место, как в мистических ритуалах, так и на войне. Это был обязательный предмет, наряду с ритуалом, музыкой, управлением колесницей, чтением и арифметикой, в школах, где обучалась китайская знать.
Примерно через тысячу лет, более чем за две тысячи лет до наших дней, стрельба из лука все еще представляет важную часть императорского придворного ритуала. Конфуцианские ученые преобразовали древний шаманский ритуал в ритуал стрельбы, символизирующий конфуцианские добродетели.
Примерно 2500 лет назад, арбалет, очень рано появившийся в Китае, претерпел значительное технологическое развитие. После того как Цинь Чу изобретел точный бронзовый механизм арбалета, арбалет смог стрелять тяжелым снарядом, и впервые смог стрелять тяжелой стрелой с такой силой, что мог быть разработан градуированный прицел и метод артиллерийской стрельбы. Хотя это не положило конец военной роли лука и стрелы, но благодаря этому стрельба из лука попала в руки обычных пехотинцев, а не только благородных лучников, которые в течение ряда лет обучались естественной стрельбе из «традиционного» («голого») лука. Это событие оказало значительное влияние, сняв налет мистики со стрельбы из лука, содействуя ее популяризации в Китае.
Возможно, талант изобретательности и технологические навыки китайского народа, могли бы положить конец применению лука и стрел на поле боя, если бы не возвышение  гуннов в Центральной Азии. Китайская армия, умело сражавшаяся на равнинах с помощью пехоты и боевых колесниц, столкнулись с умелыми конными лучниками. Как только арбалет начал становиться значительным орудием войны, враг передвинул цели. У Лин, правитель царства Чжао, понял, что у китайской армии не осталось другого выбора, как отбросить традиционные пехотные подразделения, вооруженные теперь арбалетами, снять свои развевающиеся китайские одежды, надеть короткие туники, которые носили гуннские всадники и учиться стрелять из лука с коней.
Начиная с этого времени, мастерство стрельбы из лука с коня, в сочетании с мощными арбалетами для осад крепостей (для снаряжения некоторых требовался бык и лебедка!), а также военно-морские сражения, формировали костяк китайской военной практики применения стрельбы из лука. Это основное тактическое сочетание сохранялось в течение следующих тысяч лет, во время которых основной стратегической заботой Китая являлись всадники на сухопутных границах.
Следующее значительное событие произошло в период династии Тан, когда императрица У Цзэтянь, приняла, примерно в 720 г. Н.Э., декрет о том, что стрельба из лука в кавалерии и в пехоте должна стать обязательным предметом при сдаче военных экзаменов. Это подстегнуло академический интерес к технике стрельбы из лука и привело к публикации нескольких великих китайских учебников по стрельбе из лука, которые дошли до наших дней. Обучение стрельбе из лука осталось основной заботой во время Минской династии (1368-1644 гг.) и следующей Цинской династии (1644-1911 гг.). Но в 1901 г. китайский двор, столкнувшийся с растущими военными потерями от рук агрессивных иностранных колониальных держав, наконец, признал, что «испытания силы в плане владения луком, стрельбы из лука в пехоте и в кавалерии, не имеют более места в военной практике, и в наше время более не являются полезными… они должны быть прекращены раз и навсегда». Таким образом, стрельба из лука была вычеркнута из экзаменационных программ.
Технология создания китайского лука мало изменилась со времен Конфуция до тех дней, когда примерно в 1940 г. из бизнеса ушел последний традиционный китайский мастер по изготовлению луков. Луки изготавливались из древесной (иногда бамбуковой) сердцевины,  с бычьим рогом на внутренней стороне лука, чтобы компенсировать сжатие, и с сухожилиями на внешней стороне лука, чтобы сопротивляться растяжению.

 
Эффектом этого сочетания являлось то, что после снятия тетивы, лук мог согнуться в обратную сторону и принять форму «С», как видно на иллюстрации ниже (по материалам Тань Даньцзюн).
Дерево, рог и сухожилия в сборе туго обматывались шелковой нитью и, в конце концов, покрывались слоем лака для защиты от влаги. Часто луки украшались змеиной кожей или берестой, а рукоятка обматывалась шкурой ската (подобно рукояти японского самурайского меча). Форма лука не оставалась неизменной в течение трех тысяч лет; но и не слишком менялся. Вплоть до Минской династии, луки составляли две трети от роста стрелка; но при Цинской династии луки стали больше, и обычно были примерно того же размера, как и современные западные рекурсивные луки – примерно 66 дюймов.
Китайская литература содержит много сказок о необычайной силе луков. Но технические описания подчеркивают, что большая сила луков была нежелательной, и могла быть даже непродуктивной. Для военных целей сила лука от 50 до 60 фунтов была достаточной, а для гражданских луков, достаточными считались гораздо меньшая сила луков. На военных экзаменах испытания проводились на луках с силой натяжения до 90 фунтов: но это были испытания физической силы, а не стрельбы из лука: даже луки для «силового натяжения» отличались от луков, применявшихся для стрельбы.
Аналогичным образом, технология не была статичной,  были разработаны многие способы. Но обсуждение технологии концентрируется вокруг элементов предписанной формы, установленных примерно в 150 г. до н.э. при династии Хань. Древняя шаманистическая магия оставила свой след в требовании размещать ступни под прямым углом. Эта форма сохранялась до Минской династии, когда она была заменена положением ступней, не слишком отличавшейся от современной открытой стойки.
В отличие от западной, японской и корейской лучной традиции, лучники всегда стреляли из позиции, когда была согнута одна или обе ноги в коленях и раздвинуты от пояса. Для тех, кто знаком с китайскими боевыми искусствами, это классическая, базовая боевая стойка. Такая стойка необходима для обеспечения правильного сочетания дыхания, кровообращения, напряжения мышц и концентрации, известного под названием «цигун», которое всегда являлось неотъемлемым элементом китайской стрельбы из лука. Действительно, правильно было бы описывать китайскую стрельбу из лука как форму цигуна.
В китайских учебниках по стрельбе из лука подчеркиваются два процесса: принятие твердой стойки («гу») и поддержания максимальной концентрации («шень»). И то и другое вырабатывается посредством ряда движений, развивающихся от начала с низким напряжением, до выпуска с высоким напряжением при полном натяжении («гоу»). Иллюстрация приведена в учебнике минского периода, написанного Чень Цзуню, «История стрельбы из лука в восьми томах.
Положение руки на тетиве было аналогичным тому, что называется сегодня «монгольский хват». Но некоторые китайские авторы стоят за то, что они называют настоящим «китайским хватом», при котором тетива удерживается большим пальцем (защищенным кольцом), при помощи среднего пальца, а указательный палец направлен вверх вдоль тетивы. (После того, как я попробовал этот способ, я не смог вернуться ни к какому другому.) После выстрела, рука естественным образом откидывается назад наружу, так что конец процесса стрельбы оставляет лучника в положении с раскинутыми руками, и следующим движением, лучник достает следующую стрелу в готовности установить ее на тетиву, как показано на рисунке слева.

После японской оккупации Китая во время второй мировой войны, искусство традиционной стрельбы из лука вымерло, несмотря на некоторые усилия националистического правительства (1912-1949 гг.) возродить его. В наши дни никто в Китае не занимается этим искусством.  Я готовлю книгу, посвященную всем аспектам китайской стрельбы из лука, которая будет опубликована в следующем году. Я надеюсь, что народ Китая снова станет гордиться трехтысячелетней традицией китайской стрельбы из лука.
« Последнее редактирование: 04 Январь 2009, 00:43:25 от BigMichael »

04 Январь 2009, 00:34:19
Ответ #1
Оффлайн

BigMichael

Администратор
  • Рейтинг +509/-0

Приведите, пожалуйста, ссылку на сайт, откуда взят оригинал данной статьи. И Большое вам СПАСИБО :d: :yes:
« Последнее редактирование: 04 Январь 2009, 00:48:01 от BigMichael »

04 Январь 2009, 02:44:59
Ответ #2
Оффлайн

Мантис

  • Рейтинг +65/-0

да есть в китае мастер который  продолжает традицию национального лучного производства,  не помню как зовут, с усами и бородой) на YouTube  даже ролик про него  и его мастерскую есть

04 Январь 2009, 11:06:47
Ответ #3
Оффлайн

SEPO

  • Рейтинг +4/-0

У нас статья была на форуме - "лук для великого кормчего" - вроде как про него
« Последнее редактирование: 04 Январь 2009, 11:15:23 от BigMichael »

04 Январь 2009, 12:25:18
Ответ #4
Оффлайн

Мантис

  • Рейтинг +65/-0


04 Январь 2009, 12:47:06
Ответ #5
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1


05 Январь 2009, 20:05:54
Ответ #6
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

www.atarn.org/chinese/q_j_g.pdf

«Новая книга (обеспечения) дисциплины и эффектвности» /новая книга достижения эффективности/, том 13, «Методика стрельбы из лука»
Ци Цзигуан

Ци Цзигуан (1528-1587 гг.) родился в военной семье и многому научился у своего отца. Он был назначен генералом в 1555 г. и одержал решающую победу над пиратами в Тайчжоу в 1561 г. Эффективно взаимодействовал с Юй Даю в битве против японских захватчиков в Гуандуне в 1563 г. Он написал две самые популярные работы по китайской военной стратегии и подготовке, «Сущность и дисциплина в военной подготовке» и «Новая книга достижения эффектвности». Его литературный стиль носит новаторский характер: большая часть книг состоит из конспектов его лекций, прочитанных перед войсками и командирами, при чтении которых ощущается личность автора.

Согласно «Биографиям выдающихся женщин», вы должны «натягивать лук в состоянии напряженности и выпускать стрелу в состоянии раслабленности». /букв. Гневно натягивать лук, спокойно выпускать стрелу. Вариант: мощным ци натягивать лук, усмиренным ци выпускать стрелу. Еще вариант: на вдохе натягивать лук, затаив дыхание выпускать стрелу. Это к вопросу о полисемантике древнекитайских текстов. И так везде, прошу учесть. Далее я не буду так ковыряться. Подойду проще. Но имейте ввиду: не все английские тексты одинаково полезны. Можно и...)
Видимо, пожалуй, «Состояние напряженности» означает натягивать лук полностью со всей силы; «состояние расслабленности» означает, что ваш разум должен быть спокоен и должен находиться в состоянии концентрации. /А теперь внимание: почувствуйте разницу. Этому абзацу соответствуют следующие иероглифы:
//Видимо, пожалуй, вероятно//мощный, гневный, яростный//ци, дух, воздух, газ//открывать, взрывать, начинать//лук//, //следовательно, поэтому//сила// мощно, геройски//а, и, формант сказуемого// тянуть// полностью//. //Успокоенный, усмиренный, затаить дыхание//ци, дух, воздух, газ//отпускать, выпускать, метать, пускать стрелу// стрела//,  //видимо, пожалуй, вероятно//дух, ум, воля, чувства, центр, сердцевина// твердый, стабильный, спокойный, определенный// а, и, формант сказуемого//ДУМАТЬ, БЕСПОКОИТЬСЯ, РАССЧИТЫВАТЬ//ВОКРУГ, КРУГОМ, ВСЕСТОРОННЕ, ПОЛНОСТЬЮ//. Ну, это пища для размышления и дальнейшего самосовершенствования. Все, постараюсь больше не отвлекаться.
Вариантов китайского — бездна, выбирайте и сочетайте кому что подходит. И откроется вам истина в очередной инстанции....

«Сила натяжения лука соответствует силе лучника, а спайн стрелы соответствует весу (силе натяжения) лука. //по силе подбирай лук, по силе изготавливай стрелу//. Это очень важно. Поэтому, если процитировать Сюньцзы, «если стрела не подобрана правильно по спайну к луку, то даже (легендарный лучник) И не сможет поразить цель.» Мэнцзы говорит: «когда И учил стрельбе из лука, он настаивал, чтоб студенты полностью натягивали свои луки.» Наши студенты также должны полностью натягивать лук. Самыми важными умениями лучника являются «хват лука (и стрелы), концентрация и твердая стойка». Концентрация означает незначительное внимание  [к вашей стрельбе]; «твердая стойка» относится к крепкому хвату лука. Удар тетивы по рукаву почти всегда происходит из-за недостаточно постоянного хвата лука. Виляние стрелы и недостаток силы всегда приосходит из-за того, что наконечник не коснулся пальца. В наставлении Ван Цзюя сказано: «если наконечник не коснулся пальца, нет возможности поразить цель; если палец не ощущает наконечник, это все равно что быть слепым». «Палец» здесь означет последнюю фалангу среднего пальца руки, удерживающей лук. «Палец, ощущающий наконечник» означает ощущение наконечника на суставе среднего пальца — без использования глаз. Вы не можете полностью натянуть лук, если кончик вашего пальца не ощутит наконечник. Вы должны сделать это с каждой стрелой, прежде чем вы сможете говорить о стрельбе.
«Концентрация» означает концентрацию во время между достижением полного натяжения и выпуском стрелы. В наши дни лучники начинают процесс концентрации как только они дотянули стрелу далее двух третей пути назад. Что хорошего в этом? А что касается «концентрации», то большинство людей думают лишь о концентрации на цели. Они не понимают, что концентрация на цели лишь вторична относительно вопроса концентрации на том, как вы собираетесь его поразить. Смысл в том, что в момент достижения полного натяжения лука, ваше внимание растянуто полностью, ваши руки и ноги больше не испытывают напряжения. Если выпуск стрелы осуществляется без предварительной медитации, то пойдет ли стрела прямо, и попадет ли она в цель, никак не определятеся вашим сознанием. Вы должны углубить эту концентрацию, открыть ваш разум, а ваши руки и ноги должны быть твердыми, но расслабленными. После этого выпускается стрела, и нет причины, по которой она не полетит прямо и не поразит цель.
Слово «концентрация» в наставлении Ван Цзюя имеет то же значение, что и «медитация» в книге «Великое учение»: «Он медитирует над этим и после этого он может достичь это». Когда благородный человек стремится к достижению полного совершенства, он знает, в этот момент, что он должен был достичь эту стадию (совершенства) и решает достичь это, затем становится спокойным, затем умиротворенным. И он должен быть способен размышлять над этими качествами, прежде чем сможет полностью достичь свою цель. Если благородный человек занимается стрельбой из лука, дошел до момента полного натяжения лука, и в момент перед выпуском стрелы он должен концентрироваться на своей стойке, а затем у него будет уверенность в том, что он поразит цель. Вы должны знать, что стоит за концепцией «медитации» [в книге «Великое учение»], должны полностью погрузиться в это и тогда добьетесь успеха.
Вы держите лук большим пальцем, опирающимся на средний палец: это величайшая из старых уловок стрелка. Никогда не пренебрегай ею. Стреляя с коня, всегда отпускай стрелу [по меньшей мере] достигнув 90% полного натяжения: не забывай! Трудно поразить цель, если лук натянут на 70 или 80%. Что касается стрельбы с коня, всегда необходимо брать две стрелы, прижимайте одну плотно к рукояти лука, устанавливая другую на тетиву когда это удобно. Засовывать стрелы за ворот или за пояс — ни один из этих способов не является удобным. Всегда делай так, как я сказал.
Всегда, когда стреляешь, лучше, чтобы стрела летела выше и прошла над целью. Следи за тем, чтобы она не пошла низко и не получился недолет. Все делают эту ошибку. Не забудь! Когда ты стреляешь на экзамене, ты должен оставаться хладнокровным. Никогда не допускай в свой разум даже мысль о промахе. Продолжай так, как будто экзаменатор не наблюдает за тобой, будь таким же, как и на своих ежедневных тренировках: одна стрела – прекрасно и медленно – почувствуй наконечник стрелы своим пальцем – следующая стрела – концентрируйся на каждой стреле – следующая стрела: как ты можешь не попасть в цель? Чтобы у тебя появилась заранее эта уверенность в том, что ты поразишь цель, ты должен быть всегда расслаблен и должен все делать в своем темпе. Эта уверенность может появиться лишь при отсутствии нервозности или спешки. Если ты торопишься или нервничаешь, и ты все равно попал в цель, это лишь удачный выстрел (в смысле повезло).
Если после первых пяти выстрелов ты так и не попал в цель, ты должен все равно чувствовать себя свободно, сохраняя концентрацию. Ни в коем случае нельзя торопиться, если ты еще не попал в цель. Если ты ускоришь свои движения, то и выстрелы с шестого по девятый не принесут успеха.
В наставлении Ван Цзюя по стрельбе с коня говорится:
«Мощно, как будто преследуя ветер,
Глаз движется как молния,
Полностью натягивая лук, немедленно выпуская стрелу,
Глаз фиксируется немигая,
Тело как монолитная скала,
Не потеряй свой импульс движения»

Натягивай лук, как будто «луна восходит из твоей груди». Ставь стрелу на тетиву подобно «тому, как устанавливают весы».  Твое дыхание должно быть скоординировано с теми действиями, которые ты выполняешь в уме.

Далее в наставлении Ван Цзюя говорится: «Не беспокойся, если твой лук легкий (сила натяжения слаба): привыкни к нему и все равно сможешь стрелять на большие расстояния. Если ты [не] беспокоишься о том, что лук слаб: натяни его, и он естественно выстрелит твердо». Но чтобы получить достаточную силу лука, его надо натянуть полностью. Начинать стрелять с близкого расстояния, а затем увеличивать дистанцию, это не простой метод. Вначале надо научиться натягивать лук полностью и стрелять на большое расстояние, затем необходимо вернуться и начать работать над точностью. Это не то же самое, как если кто-то, кто никогда не натягивал лук, ограничивать себя двадцатью-тридцатью шагами. Это просто значит сдерживать себя. Как можно таким образом достичь какой-либо дистанции?
Стреляешь ли ты по врагу или по мишени, ты должен принять твердую стойку и сосредоточить свое внимание на мишени или на противнике: не смотри на стрелу, когда устанавливаешь ее на тетиву. Если моргнешь, то не сможешь вовремя сманеврировать, и кто-нибудь сможет превзойти тебя!
Когда стреляешь, твоя выдвинутая вперед нога должна стоять так, как будто ты наступаешь на что-то, а другая нога должна быть согнута. Любое движение для перемещения за целью должно свершаться ногой, отодвинутой назад. Плечо руки, держащей лук, и бедро, должны быть противопоставлены пальцам правой ступни, «не совсем под прямым углом, но и не совсем как V”. Если стреляешь вправо, переместись на левую ногу, если стреляешь влево, сдвинься на правую ногу: эти две фразы выражают суть мастерства, необходимого для поражения цели. Это то, что касается позиции ступней.
Затем ты [толкаешь вперед] руку, удерживающую лук, как будто толкаешь гору Тай; а рука, тянущая тетиву, действует так, как будто ты тянешь тигра за хвост. Кулаки держи твердо, кулак впереди и кулак сзади держи ровно и прямо, натягивай лук медленно и затем отпускай тетиву, при этом руки должны оставаться напряженными. Если мишень большая (находится близко), опусти руку [пространство перед мишенью, в которую ты целишься]. Если мишень маленькая (находится далеко), подними руку, чтобы целиться во всю мишень. «Опускать» руку означает опускать руку, держащую лук, тогда как «поднимать» руку означает поднимать руку, держащую лук. Эти две фразы являются фундаментальными для стрельбы из лука. Рука, держащая лук, «толкает», а рука, тянущая тетиву «хлопает»: это мастерство координации. Снимайте напряжение в обеих руках равномерно, и обе руки и оба плеча должны быть вытянуты. Если вы сделаете все правильно, то стрела полетит быстро и пролетит в несколько раз дальше, чем обычно. Это завершает описание методики о работе рук.
Прижимать щеку к тетиве, откидывать шею назад, выпячивать грудь, выгибать позвоночник дугой – все это ошибки стойки. Это все о стойке.
Если стрела не летит прямо, проблема заключается в том, что большой палец слишком зажимает тетиву. Это вызывается, в свою очередь, тем, что безымянный палец и мизинец слишком расслаблены. Это ошибка начинающих. Во время стрельбы попробуйте зажать соломинку межу безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Во время выпуска стрелы соломинка не должна упасть, при этом стрела полетит прямо.
Когда стреляешь в лицо противнику, пока сохраняется твоя храбрость, поддерживай уровень своей силы ровным, потенциальную энергию сохраняй высокой, держи ее на коротком поводке, тогда каждый твой выстрел будет попадать в цель и никто от тебя не уйдет. Для того, чтобы достичь этого, твои действия не должны достигать максимума: натягивай лук, но не в полную свою силу; и имей ввиду, что каждый твой выстрел имеет значение. Только в том случае, если твои руки держатся прямо и ровно – ты можешь принять твердую стойку: это естественным образом повысит твою потенциальную энергию. Ты должен дождаться, когда противник окажется в пределах нескольких десятков шагов от тебя, чтобы ты мог уверенно поражать противника каждым выстрелом, каждым выстрелом убивать врага.
Если ты беспокоишься от того, что противник слишком близко или клинки врага почти достигают тебя: в этом случае каждый выстрел окупится вдесятеро. Если ты участвуешь в кавалерийском бою, стреляй в самую большую цель на поле: не стреляй только в людей. Как говорится в знаменитой поэме:
«Когда натягиваешь лук, то натягивай мощный лук,
А когда выпускаешь стрелу, пусть она будет длинной!
Прежде чем стрелять во всадника, стреляй в лошадь,
Сначала убей вождя, прежде чем связать мятежника!
Всегда обеспечивай своей лошади должное питание и соблюдай сезонную ротацию. Обучай ее правильному шагу, чтобы она послушно двигалась и останавливалась, не паниковала при встрече с препятствием и не срезала углы на галопе. Передние ноги должны двигаться вперед от уровня ушей, а задние ноги должны двигаться вперед в соответствии с передними ногами. Это делает движение быстрым и стабильным, что позволяет всаднику использовать свое оружие. Жизнь человека зависит от его лошади. Степные лошади используются для войны чаще, чем китайские лошади. Это результат регулярных тренировок.
[Примечание: следующий текст и иллюстрации бессмысленны. Они, возможно, были неправильно вырезаны на деревянных дощечках для печати. На приведенных двух иллюстрациях мало различий, чтобы понять, о чем речь.]

Иллюстрация к методики твердого хвата лука
Согласно этому методу, когда лук полностью натянут, левая рука вытянута как тетива, а лук сгибается как лунный месяц. Рука, держащая лук, находится на уровне соска.

Иллюстрация к методу толкания ладонью
Согласно этому методу, когда лук полностью натянут, наружная сторона локтя обращена вниз и сам локоть прямой как плечи весов. Лук необходимо держать на уровне 80% от горизонтального положения.

05 Январь 2009, 20:43:30
Ответ #7
Оффлайн

Николай

  • Рейтинг +93/-0


05 Январь 2009, 20:57:06
Ответ #8
Оффлайн

BigMichael

Администратор
  • Рейтинг +509/-0

Надо всё же иллюстрации добавить.

06 Январь 2009, 17:19:14
Ответ #9
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

За гиганта - спасибо, но, как-то это слишком... :red:
Продолжение следует!  ;)
Иллюстрации в этом файле всего две и совершенно не информативные. :-(
Кстати, мне кажется, в этих кусках можно найти аргументы для диспута по поводу "Стреляет ОНО".
А в китайских кусках содержатся приятные изречения. Попробую их тушью на бумаге наваять разными шрифтами. Украшу свой тренировочный уголок... Но это не скоро. Переводы - в первую очередь!
Очень уж у нас, стариков, ответственность развита.

07 Январь 2009, 16:24:24
Ответ #10
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

http://atarn.org/chinese/chin_arc.htm#wbyl
Иллюстрации из Убэй Яолюэ («План обеспечения военной готовности»: Теория лучного искусства), Чень Цзыи, 1638
 
«Убэй Яолюэ» представляет собой часть огромного объема военной литературы периода династии Мин, которая была создана после разгрома японских пиратов на южном и восточном побережье Китая под руководством Юй Даю и Ци Цзигуан в 1580-х годах.
Считалось, что эта книга имела большое стратегическое значение, она даже была запрещена литературной инквизицией Цинского императора Цяньлуном.
Но, с точки зрения техники стрельбы, более поздние критики, такие, как Гао Ин, ценили ее не высоко. Стиль стрельбы все еще имел тенденцию к большей зрелищности, а не к простой практичности.
Несмотря на такую критику, книга прекрасно иллюстрирована оттисками с деревянных дощечек. Таким образом, несмотря на то, что думали поздние комментаторы об описанной форме, эта книга остается ценным источником, позволяющим читателю непосредственно увидеть, какой эффект пытались достичь текстовые разъяснения.
Интересно отметить тот факт, что поза тела, описанная в этой книге, явно является такой же, как и на рисунке, находящемся в Токийском историографическом институте, воспроизведенном на страницах 210-211 «Кембриджской иллюстрированной истории Китая», написанной Патрицией Бакли Эбри (ISBN 0-521-43519-6).
Обратите также внимание, используемый лук явно отличается от тяжелых манчжурских луков, которые можно видеть на фотографиях, сделанных в девятнадцатом веке. Они очень похожи на традиционные луки, которые в наши дни используются в Корее.
Стивен Селби
октябрь 1998 г.

На этой картинке показана стандартная поза для военного и гражданского экзамена, которая была популярна в периоды династий Мин и Цин. Жесткое вынесение вперед ноги, направленной в сторону цели, было модой времени и критиковалось некоторыми современными и более поздними писателями. В китайском искусстве стрельбы из лука основное предпочтение отдавалось правшам: но способность стрелять с правой и с левой руки, считалось специальным уровнем мастерства. Китайские подписи (к которым я добавил ссылочные номера) означают следующее:

1   Локоть плотно согнут
2   Тетива располагается близко к правой щеке
3   Правый зрачок находится у внутреннего угла глаза
4   Левый зрачок – у внешнего угла глаза
5   Подмышка, внутренняя часть локтя и перепонка у большого пальца (называются «три впадины») должны располагаться горизонтально.
6   Локтевой сустав должен быть выровнен в вертикальной плоскости (внутренняя часть локтя смотрит вверх)
7   Кисть должна располагаться прямо, с усилием, прилагаемым между указательным и большим пальцем.
8   Большой палец прижат к среднему пальцу и горизонтально к нему.
9   Кончик указательного пальца должен смотреть вниз и не должен выставляться слишком далеко за пределы большого пальца.
10   Указательный и большой палец должны быть плотно сжаты.
11   Полное натяжение достигается тогда, когда наконечник стрелы касается первой фаланги среднего пальца.
12   Нога, обращенная назад, согнута.
13   Правая нога, как будто слегка наступает на что-то.
14   Почти  в положении V.
15   (линия ступни правой ноги)
Несколько в сторону от цели.
16   Пальцы левой ноги направлены слегка вправо, что заставляет лодыжку сместиться слегка вперед.


07 Январь 2009, 16:48:08
Ответ #11
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

http://atarn.org/chinese/bowhand.jpg


Положение руки, держащей лук
(Хват рукояти лука)
Указательный палец поддерживает стрелу, ощущает наконечник стрелы, направлен на цель.
Большой палец прижат к среднему пальцу, выпрямлен вперед (в направлении цели).
Перепонка у большого пальца прижата плотно (к рукояти лука).
Костяшка большого пальца плоская, не поднята.
Стрела лежит на суставе между первой и второй фалангой большого пальца.
Средний палец, безымянный и мизинец согнуты так, как будто охватывают яйцо.
Нижняя часть кисти выпрямлена и расположена горизонтально, направлена на цель.


08 Январь 2009, 13:46:01
Ответ #12
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

http://atarn.org/chinese/chin_arc.htm#makiwara
 
Использование мишени на малой дистанции
для совершенствования навыков стрельбы из лука

Вот еще чем следует заняться начинающему лучнику – стрелять по мишени с близкого расстояния (в английском тексте используется японское слово «макивара», аналог современному «тренажер», думаю, можно оставить его, хотя это и не совсем корректно). Почему они стареют, но так и не достигают совершенства в стрельбе? Ну, хотя макивара является средством изучения техники стрельбы, однако, она является и средством для того, чтобы запутать тебя. Вот причина этого: те, у кого хорошая техника, очень быстро выигрывают от использования макивары, тогда как те, кто не освоил технику стрельбы, они быстро запутываются и еще быстрее начинают страдать от последствий этого.
Почему так происходит? Ну, макивара это такая штука, в которую за день можно воткнуть несколько сотен стрел; таким образом, стрельба в макивару дома в течение одного дня равняется стрельбе на лучном стрельбище в течение 10 дней. Возьмите кого-нибудь, кто пользуется макиварой и обучите его технике стрельбы, и если он сначала освоит правильный метод, привыкнет к правильной технике еще быстрее и будет оставлять ошибки все далее и далее за собой. Примерно через месяц правильная техника полностью укоренится в нем и «ворота города» будут лежать перед ним. С этого момента он сможет правильно использовать этот базис и будет работать над более тонкими моментами лучного искусства.
Посмотри на кого-нибудь, кто просто выпускает стрелу за стрелой: он не изучает технику – он заучивает ошибки! Дайте ему месяц и его ошибки полностью укоренятся. Чем дальше он движется, тем дальше он отходит от правильной техники. Дневной запас ошибок превращается в запас глупости на всю жизнь. Можете себе позволить забыть это?
Если ты возьмешь кого-нибудь, чей разум полностью посвящен ученью – (а существуют такие люди, которые хотят  учиться, но они не посвящают весь свой разум ученью: они лишь фиксируются на «совершенной» модели, которую они видели или на некоторые хорошие слова, которые они слышали, и не способны изучить ту реальность, что лежит за этой моделью или словами: они просто считают, что они правы. Нельзя достичь прогресса простой имитацией других) – в любом случае, если этот человек наделен природными способностями, он не должен ничего принимать на веру. Он должен постоянно тренировать свой разум по следующим направлениям техники: (1) концентрация, (2) полное натяжение, (3) равновесие, (4) легкость выпуска стрелы и (5) фокусирование. На дороге и на отдыхе, бодрствуя и во сне, он должен тренировать свои глаза и свой мозг.
Только когда ты стоишь перед макиварой, установи стрелу на тетиву, предварительно натяни лук без выстрела, полностью натяни лук, держи плечо руки, держащей лук, пониже, обе руки держи вдоль прямой линии, зафиксируй внимание на самой мелкой точке в центре макивары и выпускай стрелу. Делай это несколько сот раз в день.
В течение первых десяти дней или около того, концентрируйся на том, чтобы плечо руки, держащей лук, было опущено, пока не привыкнешь к этому настолько, чтобы делать это без малейшего усилия. Это «плечевое упражнение».
Внимательно осмотрите вашу цель: когда поднимаешь глаза, смотри, чтобы центр мишени не был закрыт рукояткой лука. Это «глазное упражнение».
Возьми удобно рукоятку лука всеми пятью пальцами: забудь всю чушь об «угнездении» рукоятки в кисти или о «лапе феникса». Секрет заключается в переднем наклоне перепонки между большим и указательным пальцем. (Существует мнемоническая схема об этом.) При полном натяжении, наконечник стрелы должен дойти до рукоятки без какой-либо помехи со стороны твоих пальцев. Рукоятка должна сидеть удобно в кисти твоей руки. Это «упражнение для кисти».
Лук и тянущая рука должны держаться ровно: прямо через предварительное натяжение до полного натяжения и как только будет достигнуто полное натяжение, руки должны быть на одном уровне и не должны дрожать. Это «упражнение для руки».
Десять дней или около того, пройдет, и ты построишь свой дом на хорошем фундаменте. (Все эти вещи связаны только с техникой натяжения лука. Но важнейшим моментом лучного искусства, является крепкое, полное натяжение лука. Вот почему я называю это «хорошим фундаментом». После того, как ты построишь крепкий фундамент, стрелять на дальность и на точность относительно просто. Не начинай стрелять в макивару, пока твой фундамент не будет прочным.)
Это правильная техника: начни предварительное натяжение снизу, установи плечо руки с луком пониже и очень твердо с самого начала. Начиная с низкой позиции, твоя рука с луком должна толкать вперед, тогда как тянущая рука и плечо одновременно совершают обратное движение и вниз из высокой позиции и затем останавливаются. Это техника стрельбы.
Когда выпускаешь стрелу, кисть руки, натягивающей лук, должна быть обращена вперед, но ни в коем случае нельзя использовать «щелчок». Если вы сделает так, вы нарушите спонтанность выстрела, и он не будет точным. (Пусть ладонь будет обращена вперед. В момент выстрела средний, палец, безымянный и мизинец должны плотно упираться в ладонь. Не раскрывай резко руку: просто позволь большому пальцу и указательному раздвинуться и это обеспечит быстрый, чистый выпуск стрелы.)
Ты должен работать над тем, чтобы концентрация, полное натяжение, равновесие и легкость выпуска стрелы проходили плавно (перетекая одно в другое) и все детали получались естественно. Когда рука, тянущая тетиву поднимается вверх, переходи к полному натяжению; как только достиг полного натяжения, переходи к равновесию, легкости выпуска стрелы и фокусированию. Это подобно скачке на хорошей лошади вниз по склону: у нее есть природное чувство, куда ставить копыто.
Пройдет сотня таких дней и твоя стрельба будет гладкой и полностью под твоим контролем, и это единственный способ получения полного преимущества от макивары в целях подготовки для выхода на лучное стрельбище, чтобы тренироваться для сдачи экзаменов. Все, кто практикуется на макиваре, при выходе на стрельбище, демонстрируют ухудшение техники. Поэтому, когда я говорю «тренироваться», я подразумеваю доведение твоей техники на стрельбище до уровня того, что ты достиг на макиваре, так как твоя техника стойки и техника для руки совершенно такие же, какие ты отработал на макиваре. Это единственный правильный способ обучения без того, чтобы впадать в распространенную ошибку, когда стрелы выстреливаются одна за другой.
(Такой способ обучения с использованием макивары предъявляет в тысячу раз больше требований, чем то, что большинство людей делает с этим; но все эти усилия вознаградят тебя более высоким уровнем мастерства и сэкономят тебе целую жизнь впустую растраченных усилий. Вот почему я говорю «без того, чтобы впадать в распространенную ошибку, когда стрелы выпускаются одна за другой». Так много людей в наше время не беспокоятся о том, чтобы изучать технику: как только они получают в свои руки лук, они сразу мчатся на стрельбище, при этом попадание в цель – это единственное, что заботит их разум. Все их ошибки налагаются друг на друга, как они могут попасть? Вот что я называю «чем быстрее идешь, тем дольше тебе придется идти, чтобы дойти до цели».
Если твоя техника ухудшается на стрельбище, вернись к макиваре и освежи свою технику. После того, как ты освежил ее и все идет правильно, вернись на стрельбище и попытайся снова. Продолжай так делать и не расстраивайся при повторениях этого цикла. Ты должен работать над тем, чтобы твои попадания стали результатом правильной техники.
Однажды я тренировал одного человека в стрельбе из лука и я сказал ему исправить технику и не торопиться с попаданием в цель. Он сказал: « Г-н Гао, все что вы хотите – это научить людей стилю, вы не хотите чтобы они попадали в цель! В чем тут дело? Люди, подобные мне, хотят попадать в цель, а не заниматься только стилем!»
«Чепуха!, - сказал я, - если ты будешь попадать без отличной техники, то это будет делом случая, чему нельзя научить. Если ты можешь попадать без хорошей техники, тогда ты сможешь сохранять свою удачу с помощью периодических тренировок; но тогда у тебя не будет базовой техники, которые ты можешь поддерживать: прекрати тренировки и удача покинет тебя – и больше нет попаданий. Или ты можешь попасть на соревнования, пару раз промазать – и тебя охватит паника, так что ты больше не сможешь попадать в цель; или же окажешься в ситуации, когда твоей жизни будет угрожать опасность, ты потеряешь храбрость и также промажешь. Вот что я называю «удачными выстрелами».
Когда я говорю от том, что не надо стремиться попадать в цель, а надо отрабатывать хорошую технику, я имею ввиду то, что когда твоя техника отработана, попадания в цель естественным образом последуют из нее. Даже если ты не жаждешь попасть в цель, ты все равно попадешь. Такие попадания в цель не будут зависеть лишь от везения.
Если ты не веришь тому, что я сказал, тогда высказывание Конфуция о том, что «официальный пост является естественным продолжением тяжелой учебы», является неправильным.


10 Январь 2009, 00:21:40
Ответ #13
Оффлайн

Николай

  • Рейтинг +93/-0

Вот это и есть "ОНО"

10 Январь 2009, 13:56:35
Ответ #14
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

Вот это и есть "ОНО"
Ну, еще раз, за понимание!

10 Январь 2009, 16:34:14
Ответ #15

hummer

Гость
Борис, спасибо большое за статьи! На самом деле - ГИГАНТ!

10 Январь 2009, 18:46:09
Ответ #16
Оффлайн

Николай

  • Рейтинг +93/-0

Кстати прочитав статью, понял, почему при выстреле касаюсь наконечника. Это же аналог падающей полки у нормальных лучников. Обеспечивает одинаковый выброс, при стрельбе на дальние дистанции.

10 Январь 2009, 19:21:44
Ответ #17
Оффлайн

PinscherD

  • Рейтинг +125/-0

Ну, для этого и прикладка служит.
В европейском исполнении. Зря что-ли лучше осваивать лук по классической схеме?

10 Январь 2009, 23:39:16
Ответ #18
Оффлайн

Мантис

  • Рейтинг +65/-0

Борис, спасибо  за статью и статья интересна  и  работа по переводу  достойна всяческого уважения

11 Январь 2009, 19:46:08
Ответ #19
Оффлайн

Борис

  • Рейтинг +46/-1

Там еще есть. ;) Попробую добавить, что поинтереснее.

 

Обсуждение статей семинара WTAF 2014

Автор Asafan

Ответов: 16
Просмотров: 574
Последний ответ 25 Ноябрь 2014, 00:16:00
от Фагимасад