Лента

Автор Тема: Что есть психологическая подготовка  (Прочитано 8886 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

19 Декабря 2009, 13:16:27
Прочитано 8886 раз
Оффлайн

Александр

  • Рейтинг +133/-1

Вопрос психологической подготовки в стрельбе из лука не менее важен, чем техническая стона этого дела. Точнее сказать с него все должно и начинаться. Почему? Да потому, что все наши осознанные действия начинаются в сознании, в нашей психической сфере. Тело само ничего не может сделать, если нет команды сознания в этом направлении. Конечно тело будет без вмешательства активного сознания переваривать пищу, дышать, сердце и внутренние органы будут работать, но что бы взять к примеру ручку со стола - это надо как минимум представить и тогда тело выполнит заданную команду. Посмотрите, что происходит, когда человек не имея представления о стрельбе из лука берет его первый раз в руки и пытается выстрелить... :) %) :D ....А почему так происходит? Ответ прост: он не знает и не понимает, как это надо делать. Его сознание не представляет, как это делается и не может отдать правильных команд.
   Но что бы перейти к серьезному обсуждению надо всетаки выяснить, что мы понимаем под психологической подговкой? Есть ли это набор каких то технических приемов или методов? А может стоит копнуть поглубже? Что есть такое наша психика? Как она взаимодействует с телом? Как наше сознание формирует физические действия? Какие могут быть препятствия и как они преодолеваются? Поверхностное рассмотрение таких сложных вопросов не имеет смысла. Если мы будем пользоваться чужими штампами в объяснении важных вопросов мы никуда не сможем продвинуться в понимании. К сожалению мы привычно мало уделяем внимания своей психической сфере и очень часто сталкиваемся с чередой проблем, которые невозможно решить не зная их источника. А источник всех проблем в нашем сознании.
   Предлагаю обсудить вместе эти серьезные вопросы применительно к стрельбе из лука.

19 Декабря 2009, 14:03:15
Ответ #1
Оффлайн

BigMichael

Администратор
  • Рейтинг +553/-0
  • Город: Екатеринбург

Вы ведь уже создавали тему о психологической подготовке лучника. Вот же она: http://bowmania.ru/forum/index.php?topic=1466.0
Нужно ли создавать новую? Мы тут в основном не доктора психологических наук, а потому вряд ли сможем высказать какие-то глубокие суждения о вопросе, а ограничимся поверхностными, проистекающими из собственного опыта. А они, по вашим словам, не имеют смысла. Предлагаю продолжить существующую тему, а не начинать новых аналогичных.

19 Декабря 2009, 14:11:33
Ответ #2
Оффлайн

Asafan

Мастер
  • Рейтинг +762/-1
  • Skype: asafan1931

А может стоит копнуть поглубже?
Может, и стоит. Но авторитетно копание будет выглядеть только если автор может подтвердить состоятельность своих умозаключений практическим результатом. Результатом на соревновании, например. Хотя я непротив и философии в будуаре (TM).

19 Декабря 2009, 21:31:19
Ответ #3
Оффлайн

Александр

  • Рейтинг +133/-1

Думаю стоит подождать мнения участников форума, а потом решить стоит в это углубляться или нет. От себя скажу, что вовсе не хотелось бы устраивать философский диспут, или оперировать отвлеченными умозаключениями. Думается не надо быть доктором наук в психологии, что бы видеть очевидные факты и попытаться понять, как они влияют на наши действия. Наша общая беда в том, что мы привыкли доверять "авторитетам", но не склонны пытаться что-то понять самому. То есть нам сказали, что это так, мы это автоматически таковым и считаем. И в нашем сознании возникает очередной штамп. А попытаться самому уделить время проблеме недосуг. Поскольку я уже много лет занимаюсь с детьми, то все эти проблемы наблюдаю постоянно. К примеру в секции стрельбы из лука на лицо проблема неспособности обучающихся удерживать внимание на процессе самого выстрела. Как только появляется навык удерживать внимание на том, что и как происходит в процессе выстрела, так начинает буквально на глазах выстраиваться техника стрельбы.
   Тема выведена в отдельную, так как часто прослеживается непонимание того, что есть психологическая подготовка. Давайте вместе проследим действие. Но только не наблюдая его снаружи. Давайте проследим, как движение сознания реализуется во внешнем действии.
   Неужели никто не задумывался о том, что движет мной в тех или иных ситуациях? Почему держа лук и видя цель я не могу попасть в нее стрелой? Что мне мешает? А зачем мне вообще нужно стрелять из лука? И кто этот "Я" который так хочет попасть?

05 Июня 2010, 18:46:53
Ответ #4
Оффлайн

Александр

  • Рейтинг +133/-1

   В одной из тем возник вопрос преодоления страха при стрельбе из лука. Вот на мой взгляд прекрасная возможность разобраться в том, как наша психика воздействует на тело и его реакции. Но что бы понять, как избавиться от страха надо увидеть его причину. Страх не бывает абстрактным. Всегда есть конкретная причина страха.
   Вот не плохо бы разобраться в этом. Есть один знакомый юноша, который почему-то боится каждый раз самого выстрела. Лук резко выстреливает стрелу, а у него какой-то подсознательный страх... =-O
   Другой постоянно переживает по поводу того, что МОЖЕТ промахнуться.
   А одна посетительница в тире говорила:"Так боюсь выстрела, аж сердце замирает, когда натягиваю тетиву, а когда выстреливаю и стрела полетела....Уф-ф-ф...просто кайф!!!" :D
   Разберёмся с этим?

05 Июня 2010, 19:01:55
Ответ #5
Оффлайн

Vodoleyka

  • Рейтинг +94/-0

А может стоит копнуть поглубже? Что есть такое наша психика?
извините, но это 5 лет в институте проходят...

углубляться в теорию - это либо чересчур все упрощать, либо "ударяться" в тааааааааакие дебри, что по дороге смысл потерять можно.... Александр, я могу ошибаться, но мне привиделся запрос на инструментарий для осознания того ЧТО происходит и КАК? именно выведение бессознательных и интуитивных действий на уровень понимания. Ошибаюсь?  :)

05 Июня 2010, 20:53:25
Ответ #6

hummer

Гость
запрос на инструментарий для осознания того ЧТО происходит и КАК?
Тань, а есть что сказать по этому поводу? мне интересно.

05 Июня 2010, 21:46:13
Ответ #7
Оффлайн

Vodoleyka

  • Рейтинг +94/-0

Артем... у меня как раз "вышка" психологическая, но работала я узконаправленно с подростками  :) в основном "развлекалась" с отработкой эмоциональных состояний, да тренинги вела..... поэтому, если брать конкретную ситуацию (подчеркиваю - КОНКРЕТНУЮ), то можно попробовать...
а если в абстракцию уходить, то психология - эт "поле непаханное" - распространяться можно долго и нудно... а нужно?  ;) если да, то тут, помимо меня, еще есть люди, относящиеся к упомянутой профессии  8)

05 Июня 2010, 23:50:52
Ответ #8
Оффлайн

Александр

  • Рейтинг +133/-1

извините, но это 5 лет в институте проходят...

углубляться в теорию - это либо чересчур все упрощать, либо "ударяться" в тааааааааакие дебри, что по дороге смысл потерять можно.... Александр, я могу ошибаться, но мне привиделся запрос на инструментарий для осознания того ЧТО происходит и КАК? именно выведение бессознательных и интуитивных действий на уровень понимания. Ошибаюсь?  :)

Не надо абстрагировать. Вы правильно сказали: "выведение бессознательных и интуитивных действий на уровень понимания".
   Если с академическим подходом пытаться понять, то пять лет мало будет. %)
На практике всё достаточно просто. Именно внимание и понимание - это те психологические факторы, которые формируют наши действия. С ними работать проще, эффективнее и достаточно быстро становятся очевидными причины состояний (страх к примеру).
   Тут лучники находятся в более упрощённой ситуации по сравнению скажем с единоборцами (нет непосредственной физической угрозы), а потому практика самонаблюдения отрабатывается легче.

06 Июня 2010, 20:06:53
Ответ #9
Оффлайн

Vodoleyka

  • Рейтинг +94/-0

Именно внимание и понимание - это те психологические факторы, которые формируют наши действия.
не.... они не формируют, а контролируют... но вот уже опосля сознательной оценки того, что "наконтролировали" происходит перепрограммирование, то есть формирование, действия...
чур за нарушение "академичности" не бить!  :)

как мне кажется (инет все-таки несколько ущербен в передаче информации, поэтому в правильности своего понимания всегда сомневаюсь  :)) вы несколько путаете формирование физического действия  (меня точно побьют за коверканье психологических терминов) с проявлениями в действии эмоционального состояния лучника :) это все-таки два совершенно разных процесса...

06 Июня 2010, 22:12:03
Ответ #10
Оффлайн

Александр

  • Рейтинг +133/-1

   Устал немного от дневных дел... Но постараюсь по короче изложить суть. Думаю лучше избегать заумных терминов, что бы не напускать туману...

   Разберём страх возникающий у лучника в процессе стрельбы.

Щас увидите, что всё предельно просто! Не надо никаких замудрёных аналитических исследований или ссылок на труды видных академиков. Всё, что нужно - желание понять и самому увидеть и почувствовать что и как происходит. У любого стрелка из лука довольно быстро вырабатывается привычка к самонаблюдению при отработке различных элементов выстрела. Всё, что требуется, читая то, что далее написано, внимательно наблюдая за собой в процессе чтения почувствовать то, о чём говорится.
   Итак, внимательно... Вот Вы берёте лук, готовитесь к выстрелу... И явно чувствуете срах. Внимательно! Вот он страх. Что причина страха? Мысль о том, что может быть. Как страх воздействует на Вас? Что Вы чувствуете? ......Не ждите ответа, почувствуйте это в себе!
    Есть некоторое ощущение сжатия, внутреннего напряжения... Так?
Причина страха - мысль о том, что может быть (возможный промах... или ещё что...). Всего лишь мысль, но она вызывает эмоциональную реакцию реакцию вашего тела. Так ведь?
    Если часть Вашего внимания уходит от того, как Вы делаете выстрел на само ощущение страха, на попытку перебороть волнение, то риск что-то не правильно сделать в процессе выстрела (какой-то из элементов выстрела) очевидно возрастает. Вместо того, что бы со всем вниманием провести натяжение, наведение, выпуск стрелы, мы боремся с напряжением страха. А оно надо? А как быть?
   Из чего складывается точный выстрел? Из того, что вы с ювелирной точностью всех движений выполнили растяжение лука, почувствовали правильное наведение и в нужный момент выпустили тетиву. Техника отработана многими тренировками, задача вашего внимания через непосредственные ощущения быть внимательным к тому, что и как происходит. Всего несколько секунд полного внимания! А тут мысль, реакция страха...Внимание уходит на борьбу с ним, скованность... :-(
    Многие стрелки замечали очевидно не раз, что как только замечтаешься - начинаешь косячить. :)
Мысль, мышление всегда забирают часть внимания.

   Как избежать потери внимания? Не бороться со страхом или мыслью, а просто избежать их? Если будем бороться, это вызовет психологическое напряжение, но будьте уверены, мысль обязательно победит!
   А кто будет бороться с мыслью? .............Другая мысль, что надо избавиться от страха! ;) Вот и замкнутый круг....
   На практике всё просто! Когда за мыслью наблюдаешь, когда смотришь на неё, то она тает, растворяется и исчезает на глазах! :hy: Ну попробуйте прямо сейчас! Сами в этом убедитесь! Безо всякой борьбы...вот она была, Вы на неё посмотрели, и она исчезла... :)
    А теперь улябнитесь слегка, что бы снять напряжение с мышц лица. :) И поехали в живую, с луком в руках.
   Взяли лук, наложили стрелу, внимательно проследили как пальцы захватили тетиву, почувствовали упор в рукоять, следим внимательно за собой изнутри, если возникает мысль, то вы её видите, но не  направляете на неё внимание, просто видите, вот её уже нет... поднимаем лук, подправляем стойку, на вдохе впускаем в себя пространство, ощущение лёгкости внутри, чувствуем пространство, себя в пространстве, видим цель, на спокойном полувыдохе натягиваем лук, всё внимание в пространтве и в ощущениях натягивающегося лука... глаза смотрят в точку цели, но чувствуем буквально всё,  тело само наводит стрелу...нет ощущения тела, есть ощущения в пространстве, что-то внутри чувствует, как надо... выпуск...внимательно наблюдаем за тем, как полетела и куда попала стрела. Вот и всё!
   Если мы понимаем причину страха, что не надо с ним бороться, что отвлечение внимания на мысль (или страх) мешает, то что мешает нам быть несколько секунд просто внимательными к тому, что мы делаем?
« Последнее редактирование: 06 Июня 2010, 22:22:44 от Александр »

06 Июня 2010, 22:49:04
Ответ #11
Оффлайн

Vodoleyka

  • Рейтинг +94/-0

кажется, эта тема переходит в диалог двоих  :)

отступление... как-то, в общеобразовательной школе, я провела масенькое исследование по выявлению активного словарного запаса школьников, описывающего эмоциональные состояния  :) выяснилось, что слов, которыми дети описывают эмоции и чувства, в среднем 9-12, с возрастом больше не появляется....
это я к Вашему примеру  :) ведь то, что Вы назвали "страхом", на самом деле неуверенность в себе, тревожность, боязнь ситуации оценки, неприятные ощущения из-за нарушенного личного пространства соседним лучником, напряжение из-за недостатка времени для подготовки к турниру... я могла бы еще пофантазировать, но Жизнь все равно фантазерка получше будет  :hy: это я вот к чему... люди разные, ситуации разные, эмоции и ощущения разные... нельзя искать единую схемку "Как избавитья от страха"... потому, что переключение внимания от эмоции - далеко не панацея, да и необходимость данного не всегда очевидна  :) ведь эмоция - это энергия и ее можно использовать конструктивно на мобилизацию  :) например, я всегда на соревнованиях, в условиях далеко не спокойного эмоционального фона, выдаю результат ощутимо выше, чем на тренировках  :)

все гораздо тоньше и многообразнее, именно поэтому попытки найти "верный способ избавления" заранее обречен на провал  :)

в очередной раз порадовалась Вашим мотиваторам (фразам из профиля)  :hy: как верно!  :hy:

з.ы. очень прошу меня извинить, за непотребное использование запятых, я с ними со школы не дружу  :red:
« Последнее редактирование: 06 Июня 2010, 22:52:06 от Vodoleyka »

07 Июня 2010, 11:17:22
Ответ #12
Оффлайн

Александр

  • Рейтинг +133/-1

это я к Вашему примеру   ведь то, что Вы назвали "страхом", на самом деле неуверенность в себе, тревожность, боязнь ситуации оценки, неприятные ощущения из-за нарушенного личного пространства соседним лучником, напряжение из-за недостатка времени для подготовки к турниру...
  Самыми разными словами Вы назвали частные выражения того, причина чему страх.
Наверное Вы не очень правильно поняли меня. Здесь нет речи ни о каком методе едином для всех. Если Вы понимаете и чувствуете как Ваше психологическое состояние влияет на Ваши действия, то убрать отвлекающие факторы можно без всякого напряжения через самонаблюдение.
   Вы совершенно правильно сказали, что эмоция - это Энергия. Но это надо ещё уметь почувствовать...
Чаще мы воспринимаем эмоцию, как состояние и вовлекаемся в неё, как следствие - потеря внимания. Если воспринимать эмоцию как движение энергии, почувствовать это в себе, то можно её вполне использовать осознав как она наполняет тебя.
   Вы пишете, что попытка найти верный способ избавления обречена на провал... Пожалуйста, будьте чуть внимательнее читая... Нет никаких попыток найти идеальный способ избавления. Мы просто внимательны к себе, чувствуем и осознаём всё происходящее в себе и в пространстве доступном нашему восприятию, внимательны к тому, что мы делаем. Разве это какой-то способ? Мы посто бдительны и внимательны в течении нескольких секунд.
   Если Вы делаете какое-то важное и ответственное дело, но не внимательны к тому, что Вы делаете, правильно ли это? Если Вы понимаете, что надо сделать и как, но начинаете в самый ответственный момент свои привычные ментальные или эмоциональные игры отвлекаясь от дела, правильно ли это?
   Но если Вы понимаете, что мысли и эмоции могут Вас отвлечь и Вы можете упустить какой-то важный момент в процессе и Вы всё внимание направляете на то, что происходит, можно ли назвать это способом, или это всего лишь вопрос внимания?

07 Июня 2010, 11:44:04
Ответ #13
Оффлайн

Intruder

  • Рейтинг +22/-0

словарного запаса школьников, описывающего эмоциональные состояния  улыбка выяснилось, что слов, которыми дети описывают эмоции и чувства, в среднем 9-12, с возрастом больше не появляется....

А почему так мало? Может уровень образования и культуры не позволяет более красочно выразить свои чувства?

Прошу извинить за оффтоп...

07 Июня 2010, 11:58:11
Ответ #14
Оффлайн

Intruder

  • Рейтинг +22/-0

Кстати, опять немного не по теме, но вот я за собой заметил одну навязчивую мысль.
Учитывая, что стреляю в основном в чистом поле, а привозимая с собой мишень не самого крупного габарита, перед выстрелом невольно всплывает: "как-бы не хотелось после выстрела искать в траве стрелу..." с одной стороны конечно стараешься тщательнее попадать в мишень, а с другой -  нередко выстрел проходит смазано, просто потому, что не думал о стойке/выпуске/прицеле задержавшись мыслью в "поисках стрелы в траве"

07 Июня 2010, 12:07:49
Ответ #15
Оффлайн

Александр

  • Рейтинг +133/-1

Как раз по теме. Видимо не точно выразились:"не думал о стойке/выпуске/прицеле". Думать - это будет опять мысль... Проще просто наблюдать.

07 Июня 2010, 12:37:54
Ответ #16
Оффлайн

Intruder

  • Рейтинг +22/-0

Насчет вредно-ли думать спорить не хочу. Я пока только на пути от "осознанного неумения" к "осознанному умению", учитывая концепцию стадий познания:
1) неосознанное незнание;
2) осознанное незнание;
3) осознанное знание;
4) неосознанное знание.
Так вот, "недумание" или освобождение от мысли о действии в процессе его совершения приходит только на четвертой стадии. Большинству из нас, чтобы выйти на этот уровень придется много-много-многократно повторить одно и то же действие, чтобы довести его до уровня подсознательного.
А пока у меня выстрел проходит как запуск космического корабля  :hy::
1)Объявляется минутная готовность      -      принял стойку
2)Ключ на старт                                  -      лук поднят на изготовку, прикидка прицела
3)пошел отсчет                                   -      натягиваю лук
4)отошли обслуживающие мачты           -      прикладка
5)выход на расчетную тягу                   -      уточнение прицела
5)старт                                              -      щелчек кликера, выпуск
6)полет нормальный                             -     не всегда   :wall:

Это конечно шутка, но вообще всё почти так и есть.

07 Июня 2010, 12:56:50
Ответ #17
Оффлайн

Александр

  • Рейтинг +133/-1

Вопрос: вредно ли думать? тут думаю лучше не поднимать... Щас такое начнётся... %)
Важнее видимо понять, что способность к мышлению у нас есть, но само мышление, как и любой другой инструмент, надо использовать тогда, когда этого требуют обстоятельства. Если мы видим ситуацию целостно и понимаем, что вот этот момент надо обдумать, то надо это делать. А если ситуация требует полного внимания и действия, то мышление может помешать, как отвлекающий фактор. Вот и всё! Достаточно просто и ясно. Всего-то и надо научиться отличать мысль о мёде от самого мёда.  Когда-то надо обдумать: как и где его взять, а когда он в руках, то можно его просто съесть!
« Последнее редактирование: 07 Июня 2010, 17:50:35 от Александр »

07 Июня 2010, 13:27:12
Ответ #18
Оффлайн

Intruder

  • Рейтинг +22/-0

Мне кажется мы с вами о разных этапах говорим.
На начальной стадии обучения для понимания и освоения процесса необходима его детерминация - разбиение всего процесса выстрела на составляющие и постепенное обучение использованию этих составляющих. Позже происходит "сборка мозаики" -  сложение всех этапов выстрела в цепочку. За тем идет отработка этой цепочки путем многократного повторения. Вот тут по идее задача хорошего учителя выделить ошибки в отдельных звеньях цепочки и возврат ученика к отработке "слабого звена". И всё это происходит в состоянии осознания учеником всех своих действий, т.е. при непосредственном мыслительном процессе. Дело в том, что просто созерцания тут не получится, потому что ученик еще не четко идентифицирует свои ошибки и необходимо включение "аналитического аппарата" - "что я сделал не так?".
И если ученик не "Гений Дзюдо", то только через наработку количества повторений всей цепочки удастся уйти от мысли о самом процессе, даже уточню, о действиях совершаемых при воспроизводстве процесса. Сначала уйдет мысль о своих действиях, их заменят мысли о самом процессе, в нашем случае о выстреле стрелой из лука, а не о том что руки/ноги/и др. части тела для этого делают, потом скорее всего выделится главное - стрела должна быть в мишени. Вот только тогда можно говорить о спокойном отрешении от совершаемого действия и созерцании процесса.
Я конечно совсем не профи-стрелок, но взять к примеру  вождение автомобиля. Садясь за руль я думаю сейчас только о том, что мне нужно попасть в какой-то конкретный пункт "Б" из пункта "А", я не думаю о том как мне завести машину и на какие педали нажимать, не думаю о техническом состоянии - уже давно на уровне рефлексов известны все посторонние шумы и запахи, на которые стоит обращать внимания. За 15 лет все приобретенные навыки ушли на уровень подсознания - дворники справа, поворотники слева, ключ в замок на ощупь....
Собственно это один пример из жизни, а посмотрите на любое из своих бытовых действий, которое вы делаете не глядя. Примеров можно найти массу. А теперь постарайтесь вспомнить свой самый первый раз этого действия, когда вы это делали. И думали--ли вы о том когда учились это делать и нарабатывали навык....

07 Июня 2010, 15:02:41
Ответ #19
Оффлайн

Asafan

Мастер
  • Рейтинг +762/-1
  • Skype: asafan1931

...надо научиться отличать мысль о мёде от самого мёда.  Когда-то надо обдумать: как и где его взять...
Пример не всем может быть понятен. В нашей избе уместнее мысль: куда его девать? Но поскольку он есть, в мыслях он никогда не возникает, в т.ч. и при стрельбе. И чтобы так же происходило с остальными предметами вожделения, надо либо иметь их, либо не сомневаться в их ненужности. Буддизм чистой воды.

 

Семинар Александры Лебедевой "Психологическая подготовка лучника" (г.Москва)

Автор AVA

Ответов: 37
Просмотров: 3085
Последний ответ 31 Октября 2016, 11:06:35
от Coyotl Pushistiy
Психологическая подготовка лучника.

Автор Александр

Ответов: 82
Просмотров: 14911
Последний ответ 07 Октября 2009, 16:04:41
от bowmax
психологическая подготовка стрелка

Автор Instruktor

Ответов: 15
Просмотров: 5237
Последний ответ 16 Октября 2016, 14:28:24
от Instruktor