Лента

Автор Тема: Краткий курс основ меткой стрельбы.  (Прочитано 15848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

21 Января 2015, 11:05:41
Прочитано 15848 раз
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

Каждая стрела может принести стрелку как победу, так и поражение!


Книга вторая.


Краткий курс основ меткой стрельбы из лука.


Введение

Данная стрелковая подготовка является продолжением базовой подготовки. Она учит приемам попадания в цель на различных дистанциях, в различных условиях.
Основные принципы меткой стрельбы, которые включают в себя прицеливание, производство выстрела, учет погодных факторов, рассматриваются в данном курсе как дальнейшее изучение и применение на практике принципов правильных стрелковых навыков, для закрепления их на уровне интуитивных (инстинктивных) действий. Даже опытный спортсмен должен периодически возвращаться к истокам и заново отрабатывать курс меткой стрельбы независимо от стрелкового стажа, потому что отработка других навыков, что называется, "замыливает глаз", наслаивается на правильное применение основ и нередко становится источником досадных промахов.

Прицеливание.

Наиглавнейшим навыком следует считать правильное прицеливание. Важность правильного прицеливания заключается ещё и в том, что это не только один из основных навыков, но и в том, что оно (прицеливание) дает способ проверять правильность всей подготовки, изготовки и производства выстрела в целом, посредством анализа попадания стрел в мишени. Нарушение навыка правильного прицеливания делает бессмысленным дальнейшее обсуждение технической правильности выполнения выстрела.
Процесс прицеливания включает следующие фазы: ориентирование стрелка относительно направления стрельбы (стойка); общая изготовка (выставление и проверка соотношений расстояний между глазом и прицельными приспособлениями, прикладка тянущей тетиву руки к лицу и т.д.); точка прицеливания; дыхание и прицеливание как единый процесс.

Стойка. Ориентирование стрелка.

Любое ориентирование в пространстве занимаемое стрелком относительно цели (мишени) и есть предварительное прицеливание. Важно понять и принять правильное, естественное для вас положение в плоскости выстрела. Сориентировавшись в сторону цели стрелку следует проконтролировать изготовку, постановку ступней ног, разворот (раскрытие) всего корпуса. Только ровная работа всех частей тела способствует правильному выстрелу.
Контроль осуществляется принятием изготовки к выстрелу по цели (без оружия - лучной рукой; с оружием - без спуска тетивы) с закрытыми глазами. Открыв глаза можно с большой долей уверенности внести поправки в изготовку, в основном переступанием ног, с целью прямого расположения стрелка в плоскости выстрела, если лучная рука (или прицел) направлены не в центр.
Приведённый пример должен рассматриваться как руководство к действию по выявлению удобной конкретно для вас позиции с учётом строения тела каждого конкретного стрелка.
Вынужденные изменения в наклонах, поворотах туловища, при выполнении стрельбы на различных дистанциях, не должны нарушить общее понятие и ощущение отработанного на тренировках основ прямого выстрела*.
  (*-прямой выстрел здесь - горизонтальное расположение стрелка, оружия и мишени).
 Все последующие действия (корректировка) в производстве выстрела по мишени, расположенной выше (ниже) прямого выстрела, должны проводиться в этой прицельной плоскости верхней частью корпуса (плечевым поясом). Наклоны и повороты осуществляются (назовём эту точку условно шарниром), при неизменном положении ног и таза относительно плечевого пояса.
При стрельбе на сильно пересечённой местности прямое расположение ног не возможно, поэтому применяется простое правило наклонов: "Низ" отдельно, "верх" отдельно. Это значит что надо с ещё большим вниманием отрабатывать свои действия по производству выстрела, сохраняя устойчивое неизменное положение (центр тяжести) от пояса и ниже, и вместе с тем мышцами спины и плечевого пояса работать в мишень. Поняв и прочувствовав эти действия можно стрелять и с седла с лошади, и с колена, и с разворота.
Жёсткость конструкции и неизменность в повторяемости движений верхней части тела есть залог успешной стрельбы. Стрелок должен уметь расслаблять мышцы, не участвующие в натяжении тетивы и держать в тонусе остальные группы мышц. Чрезмерное напряжение "лишних" мышц вызывает дрожание (тремор), которое отражается на всей системе стрелок-оружие. Только в результате внимательной практики в положении "Стойка" находится разумное, определенное, контролируемое напряжение групп мышц, опосредованно (не прямо) участвующих в натяжении лука.
          
Общая изготовка.
Соотношение расстояний между глазом и прицельными приспособлениями*.

(*прицельные приспособления здесь - расстояние от прикладки стрелы к голове до глаза; растяжение стрелы на определённое расстояние; мушка на рукоятке лука; угол поворота головы и тому подобное).

Выстрел из любого огнестрельного оружия проще по технике исполнения, чем стрельба из лука.
 Определенное количество пороха взгорает, определенная длина ствола направляет, определенные пружинки и части оружия работают всегда одинаково! А вот с выстрелом из лука всё происходит совсем не так.
Стрелку необходимо все свои части тела, всегда, как пружинки и части огнестрельного оружия выстроить! Однообразно! Однообразно же натянуть тетиву! Как ствол огнестрельного оружия выставить прицельную траекторию всего своего "оружия", коим является вся система стрелок - оружие. Поставить однообразно голову, руки (весь плечевой пояс), кисти рук и пальцы (пружинки, винтики, детальки.) Включить в работу широчайшие мышцы спины. Одинаково и однообразно. Всегда!
Однообразие в постановке головы от выстрела к выстрелу очень значимо. Поворот; наклоны в сторону и вперёд; запрокидывание головы, всё это имеет огромное значение в прицеливании. Глаза лучше функционируют, когда они находятся в естественном положении, когда взгляд направлен прямо вперед. Даже в слегка неудобном, не естественном положении, глазные мышцы напрягаются, искажают картинку изображения. Дополнительное психологическое воздействие на стрелка, излишняя утомляемость, влияет и на общую характеристику в прицеливании и является серьёзной помехой в производстве выстрела.
Природные свойства глаз позволяют мгновенно фокусироваться при переходе от одной дальности к другой, но они не могут быть сфокусированы одновременно на двух, разно удалённых предметах. Общеизвестен эффект отпечатывания в зоне восприятия образа чёрной точки, которая при переводе взгляда с неё "проявляется" некоторое время на другом объекте.  При этом острота изображения в районе нового образа будет потеряна. Такой же эффект виден и от яркой вспышки, от даже короткого взгляда на источник света. Человек на некоторое время теряет истинную картинку изображения, что для стрелка является критичным моментом в правильном прицеливании.
Естественно стрельба из лука  3Д (имитация охоты на дичь) на природе, где множество красок и оттенков, не так критична для зрения, как стрельба по чёрно-белой или разноцветной, но закреплённой на щите мишени. Но забывать об этом эффекте утомляемости нельзя.
Разнообразие в положении глаза по отношению к прицельной точке выливается в разнообразие образов, воспринимаемых глазом (глазами). Для достижения неискаженного изображения при прицеливании голова стрелка должна принимать положение, при котором взгляд направлен прямо, а не искоса и не исподлобья.
 
Хват рукоятки лука. Есть две разновидности  упора. Упор в ладонь, низкий хват, и упор в вилку между большим и указательным пальцем, хват высокий. Сложность у обоих – разность напряжения кисти в момент натяжения лука.
Низкий хват (упор в площадь ладони) естественно зависит от формы рукоятки лука. В спортивных моделях с различными изгибами в рукоятке, для удобства и однообразия в постановки кисти, к выше перечисленным можно добавить название - средний хват, когда кисть (ладонь) в ортопедической накладке на рукоятке занимает среднее положение между двумя перечисленными.
В луках традиционного изготовления, то есть с гладкой (круглой) рукоятью высокий и средний хват теряет актуальность. Лук будет просто «выкручиваться» у вас из рук. Точный и надёжный упор обеспечивается на таком луке низким хватом. Площадь ладони на «подушечке» большого пальца и в месте выемки лучезапястного сустава, служит естественной «пристанью» для причала вашему луку.
« Последнее редактирование: 21 Января 2015, 14:03:46 от лучник1962 »

21 Января 2015, 11:07:41
Ответ #1
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

Упор в рукоятку лука, прикладка к голове (лицу), висячая прикладка без чёткой фиксации и тому подобные "вольности", неоднообразность в исполнении всех этих действий от выстрела к выстрелу, всё это без сомнения отразится на качестве прицеливания. Любые изменения конечной изготовки относительно глаза меняют как угол прицела, так и расстояния в прицельных приспособлениях. Контроль осуществляется как тактильными ощущениями, так и с помощью зеркала, фото-видео съёмки, наблюдением тренера или более опытных стрелков, выделением этого элемента в отдельную программу тренировки и последующего анализа.

Точка прицеливания.

Точка прицеливания, в общем случае, есть центр цели. Это является наиболее понятным, общепринятым термином.
После того, как стрелок обучен понятию в применяемых прицельных приспособлениях необходимо приступать к изучению, совершенствованию и выбору точки прицеливания в зависимости от поставленной задачи и окружающих условий.
Выстрел осуществляется как непосредственно в центр мишени, так и с выносом точки прицеливания. Это единственно верно и относится ко всякому виду стрельбы. Учиться стрелять с выносной точкой прицеливания, горизонтальной и вертикальной поправкой, как на мишени, так и на местности (в зависимости от дистанции, погодных условий и тому подобное) очень важный навык. Ему необходимо уделять не менее половины тренировочного времени. Работа всех частей тела при выстреле по выносной точке должна быть именно работой по выносной точке, как бы далеко от центра она не была. 
Не концентрируйте зрение на точке прицеливания дольше нескольких секунд. Если не стоит другая тренировочная задача, то вкупе с фазами дыхания прицеливание обычно занимает десять-пятнадцать секунд.
Естественная точка прицеливания по центру будет та, когда весь стрелковый механизм* изготовлен и направлен в цель в своём естественном же, удобном положении. Соответственно и центр мишени должен быть расположен на этой же высоте (расстояние подбирается в соответствии с силой лука, тренировочного задания и составляет от трёх до восемнадцати метров). Используя прицел, мушку, метки на луке, принятием изготовки (постановкой ног или тела, а также, используя контроль дыхания), возможно скорректировать и переместить естественную точку прицеливания в желаемую точку на цели.
(*стрелковый механизм - это вся система стрелок - оружие).

Процесс дыхания и прицеливания как единое целое.

Контроль дыхания очень важен для процесса прицеливания. При изготовке и при производстве выстрела стрелок дышит в рваном темпе, движения грудной клетки вверх и вниз приводят к движению и всей системы стрелок - оружие в вертикальной плоскости. Для завершения процесса прицеливания необходимо задержать дыхание. Считается что для правильной задержки дыхания необходимо сделать вдох, затем выдох и задержать дыхание во время естественной респираторной паузы. Под воздействием физической нагрузки важно не потерять правильной ориентации системы стрелок-оружие и естественную дыхательную паузу. Необходимый для попадания в цель наклон тела (всей системы) надо производить после проверки удобства и правильности занятой изготовки в том числе и в фазах свободного дыхания.
Стрелок должен принять положение для стрельбы и осуществлять нормальное дыхание во весь период прицеливания. К примеру, стрелок, в фазе дотяга - доцеливания делает более глубокий вдох, выдох, паузу и производит выстрел во время паузы. Общеприняты два способа дыхания:
1). Естественная респираторная пауза происходит после выдоха воздуха из легких непосредственно перед вдохом. Она должна быть именно естественной. Считается что этот способ наиболее подходит для спортсменов, стреляющих на известных дистанциях ( по Олимпийской системе, Таргет).
2). Стрелок просто задерживает дыхание перед выстрелом. Ясно, что при таком способе контроль раскрытия грудной клетки не возможен. Однако процент брака в производстве выстрела при таком способе в основном невелик.
Задержка дыхания легко тренируется и не должна вызывать неприятных ощущений. Если пауза затягивается, тело начинает испытывать недостаток кислорода и посылает сигнал в головной мозг на возобновление дыхания. Эти сигналы вызывают непроизвольные сокращения диафрагмы и влияют на способность стрелка к концентрации внимания.
Фокус глаза должен по очереди перемещаться от мушки к цели до тех пор, пока стрелок не определит, что прицел занял правильное положение. Когда правильный образ прицеливания достигнут в конечной фазе дотягивания, на задержанном дыхании производится выстрел. Окончательный фокус непосредственно перед выстрелом должен концентрироваться на мушке; в неудовлетворительных условиях освещения, когда цель видна неотчетливо, неопытный стрелок к сожалению ошибочно имеет тенденцию к фокусированию глаза на цели.
Стрельба по пустому щиту, по белому бумажному листу формата А4, по заведомо большей мишени, не имеющей в зоне мушки каких-нибудь очертаний, убедительно удостоверит любого стрелка в необходимости концентрации зрения на мушке.
21.01.2015                                                                                                               С.В.Лавров

21 Января 2015, 11:56:41
Ответ #2
Оффлайн

And Ray

Глобальный модератор
  • Рейтинг +216/-2

Превосходно! Емко и по сути. Отличная "напоминашка" по базовым моментам.  :d:  :d: :d:


21 Января 2015, 12:06:02
Ответ #3
Оффлайн

Draco

  • Рейтинг +10/-2

Фокус глаза должен по очереди перемещаться от мушки к цели до тех пор, пока стрелок не определит, что прицел занял правильное положение.
Фокус должен быть только на мушке! Метания глаза от цели к мушке туда-сюда приводят к тому, что стрелок может потерять контроль над прицелом непосредственно в сам момент выстрела. В результате непонятный для самого стрелка промах. Особенно критично для начинающих стрелков. На мишень лучше смотреть только до того момента, пока на ее фоне не появится силуэт прицела, после только на мушку.

21 Января 2015, 12:09:05
Ответ #4
Оффлайн

Natabos

  • Рейтинг +264/-11

Фокус должен быть только на мушке!

Не ссорьтесь.
Как я понимаю дядьку-тренера своего, есть еще вариант когда фокус все время на мищени, а мушка расплывчата...
Что удачнее  - зависит от особенностей зрения и психологии.  ;)

21 Января 2015, 12:36:15
Ответ #5
Оффлайн

And Ray

Глобальный модератор
  • Рейтинг +216/-2

Цитировать (выделенное)
Как я понимаю дядьку-тренера своего, есть еще вариант когда фокус все время на мищени, а мушка расплывчата...
Что удачнее  - зависит от особенностей зрения и психологии.  подмигивает
- именно так! Это индивидуально.

Ну, и "однообразие" я бы лично заменил на "единообразие" - как более точный термин.

21 Января 2015, 13:11:37
Ответ #6
Оффлайн

шмель009

  • Рейтинг +572/-12

Окончательный фокус непосредственно перед выстрелом должен концентрироваться на мушке; в неудовлетворительных условиях освещения, когда цель видна неотчетливо, неопытный стрелок к сожалению ошибочно имеет тенденцию к фокусированию глаза на цели.
Спасибо за статью. Сергей, Вам как знакомому с традицией, просьба описать последовательность  перемещений взгляда, фокуссировок и пр. ощущений, для луков без прицелов. Если это возможно.

21 Января 2015, 19:47:19
Ответ #7
Оффлайн

AVA

  • Рейтинг +189/-4

 :ap:Браво!

п.с. было бы здорово разобраться с прицеливанием в инстинктиве %)

21 Января 2015, 22:17:04
Ответ #8
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

По просьбе Шмеля, как знакомый. (и как знакомый с традицией тоже) ;)
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

21 Января 2015, 22:52:56
Ответ #9
Оффлайн

шмель009

  • Рейтинг +572/-12

По просьбе Шмеля, как знакомый. (и как знакомый с традицией тоже)
Сергей, спасибо. Всё правильно, но...
 В данный момент, я всё же имел ввиду не это, а именно
Фокус должен быть только на мушке! Метания глаза от цели к мушке туда-сюда приводят к тому, что стрелок может потерять контроль над прицелом
Фокус глаза должен по очереди перемещаться от мушки к цели до тех пор, пока стрелок не определит, что прицел занял правильное положение. Когда правильный образ прицеливания достигнут в конечной фазе дотягивания, на задержанном дыхании производится выстрел. Окончательный фокус непосредственно перед выстрелом должен концентрироваться на мушке;
В данном случае,меня интересует именно оптическая составляющая.
 Для упрощения понимания, я пожалуй согласен с Вашей методой в цитате, но вот как это выглядит у меня.
В момент подготовки и натяжения, я смотрю на мишень. Затем, опуская подробности ввинчиванияя, захвата и т п, поднимаю лук на линию стрельбы. Здесь он попадает в поле зрения, и предварительно наставляется в сторону мишени, в соответствии с уже подготовленным корпусом. Пока лук не натянут, целиться смысла нет и всё это время, взгляд в мишени. Дабы не потерять эту линию, на которую уже настроено тело. Как только произошла прикладка к фиксированной точке, пора выяснить положение вещей и здесь я впервые, обращаю внимание на стрелу. Выясняю куда она смотрит и что нужно подкорректировать. (во здесь моё полное согласие, что
Цитировать (выделенное)
Фокус глаза должен по очереди перемещаться от мушки к цели
Но, только от стрелы к мишени. И лишь только когда ствол наведён, в момент дотяга и фиксации левой руки, концентрация переводится окончательно на мишень, а боковым зрением контролируется, что бы "прицел", (выстраданное направление стрелы), не сбился.
Ты достаточно чётко знаешь детали, насколько это соответствует, или не соответствует твоим представлениям.
 ЗЫ. Извини конечно, что в ДР, заставляю мозг ломать.Так пришлось.  Это не срочно, можно и попозже.
« Последнее редактирование: 22 Января 2015, 05:47:58 от And Ray »

22 Января 2015, 00:02:14
Ответ #10
Оффлайн

Draco

  • Рейтинг +10/-2

Подкину ка еще дровишек ;)
Мои поиски в инстинктиве привели к тому, что в нем нужно смотреть только на мишень, причем даже не на саму мишень, а на маленькую точку (например дырочку от предыдущей стрелы) на ней и фокусироваться мысленно на эту точку. Потом уже поднимать лук, прикладываться и делать выстрел. Причем в течение всего процесса от подготовки до выстрела глаза смотрят только на мишень.

22 Января 2015, 01:03:58
Ответ #11
Оффлайн

шмель009

  • Рейтинг +572/-12

Если бы у нас был один глаз на лбу, я бы вс вами согласился. :-X

22 Января 2015, 03:51:48
Ответ #12
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

Цитировать (выделенное)
Если бы у нас был один глаз на лбу, я бы вс вами согласился
Один на всех? :hy:

Друзья! Я пишу для всех лучников, разных степеней готовности и различных направлений стрельбы. Главное понять суть описываемых событий, примерить на себя и шагать вперёд.

Draco То что описываете Вы, одна из ступеней готовности. И совсем не верхняя ;)
Книга вторая является продолжением базовой подготовки, то есть начальных знаний и основ. И обратите внимание, в ответе №8 я написал что приходится спускаться на ступеньку ниже. Можно ещё ниже. Можно вернуться к истокам. И это периодически надо делать стрелку, чтобы не остановиться в развитии.

Шмель, Андрей, ты же читал моё видение терминологии. Прицел (мушка, целик, метка на луке, наконечник стрелы), всё это относится к прицельным приспособлениям, поскольку наводится на цель. В этом направлении я и пишу, упрощённо и коротко. А дальше каждый подставляет вместо этого слова свои "мушки".
Всё у тебя написано правильно и понятно, но это тоже одна из ступеней наверх. Ты идёшь в правильном направлении!
Позволь усилю, цитатой: Просто стою и смотрю. Руки, голова, лук со стрелой сами поднимаются в изготовку.

Это будет у вас всех, чуть попозже! Обязательно будет!

(по поводу мозга ... Так у меня его нет :hy: (шутка). Просто я живу совсем в другом ритме и дни (ДР.(Спасибо)) не имеют значения.

22 Января 2015, 05:04:57
Ответ #13
Оффлайн

Дмитрий-ДВ

  • Рейтинг +76/-0

Выхожу на рубеж. Короткий взгляд на "зверя". Стрелу из колчана в лук, на тетиву. Пальцами за тетиву, в растопырку, два нижних под стрелу, упор в хвост. Верх хвоста упирается в верхнюю обмотку гнезда. Указательный палец повыше стрелы, с хорошим зазором. За тетиву "взялся" крепко. Упор левой в рукоятку, "ввинчиваю" кисть на "своё" место. Ей так удобно. "Они" сами знают своё место. Про них я уже забыл.
Поднимаю голову, взгляд на мишень. Распрямляюсь в плечах, вдыхаю поглубже. Мыслей нет. В голове мыслей нет. Просто стою и смотрю.
Руки, голова, лук со стрелой сами поднимаются в изготовку. Без всякой команды, без всякой мысленной команды. Без насильного принуждения. Принимают изготовку.
Удобно? Ничего не тревожит, не "жмёт"? Эти мысли и словесное объяснение я могу описать потом, если кто спросит. Или если начну вспоминать. А так ...
Целюсь, вижу? Конечно вижу. И мишень, и рукоятку лука, и проекцию тетивы, и наконечник стрелы. Отстранённо и не напрягаясь. Просто вижу, но не насильно, не задумываясь. Просто "плыву" в чувствах, в волнах самоконтроля, интуитивно ... бах!

"От и До" - аналогичные ощущения при успешных выстрелах.  :d:   Значит, на верном пути :red:

Что еще лично по себе заметил (у других картина может быть иная):
Если на одном из этапов от выхода на рубеж до выпуска стрелы, что-то из "ИХ"(которые знают свое место)  сигнализирует о необходимости поправки, выстрел лучше отложить, а не поправить "этап"...(ибо появляется реальный шанс не попасть)
И весь процесс повторить - заново - единым текучим потоком.  
     По кольцу то же самое, как по пальцам - любой "косяк" замка, выявленный уже при начале натяжения тетивы надо   не исправлять, а заново замок и заново - натяг.
    

22 Января 2015, 05:11:05
Ответ #14
Оффлайн

Дмитрий-ДВ

  • Рейтинг +76/-0

Если бы у нас был один глаз на лбу, я бы вс вами согласился. :-X

Все проверяется просто - стрельба в темноте по слегка подсвеченной мишени.

Кстати, частенько результат лучше, чем при "небрежном сканировании" проекции тетивы, стрелы и т.д......при дневном свете.

22 Января 2015, 06:41:26
Ответ #15
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

Надо работать над выстрелом, готовить его, а не ожидать, пока он произойдет.
 
Производство выстрела.

Ровный непрерывный дотяг и выпуск - вот ещё одни из главных слагаемых меткого выстрела. Прицеливание и момент принятия решения о расслаблении пальцев неразделимы и представляют собой несколько процессов, происходящих одновременно. Все они взаимосвязаны и происходят в один промежуток времени. Итог этого процесса - выстрел.

Что же есть дотяг? Это непрерывное чувство "расширения", это связь силы лука через тетиву, через пальцы со спиной и плечевым поясом, которую использует стрелок в каждом выстреле. Момент дотяга должен быть постоянным и плавным, без грубых рывков. Этот момент тренируется у щита на 3-4 м с той целью, чтобы выработать мышечную память, работающую как бы без участия головы. В итоге стрелок об этом даже не думает. Это в идеале. Конечная задача стрелка, чтобы при колеблющейся в районе желаемой точки попадания мушки производить плавный, непрекращающийся дотяг, сохранить выбранное положение тела (тонус мышц) и расслабить крючок из тянущих пальцев. Если в момент выстрела мушка была в районе цели то и стрела прилетит туда же. В начальный период обучения ошибочно гнаться за результатами, это бесспорно и известно всем. А вот в зрелом возрасте, став уже опытным стрелком  это правило почему-то забывается.
Вся подготовительная работа должна быть направлена на выполнение правильных движений по производству выстрела, на наработку устойчивости, на доведение всех действий до автоматизма. Колебания оружия происходят у всех стрелков, в результате тренированности они естественно становятся менее заметными. Наработанная стрелковая устойчивость затрудняет контроль за выполнением действий со стороны. Вот тут на первый план должен выходить уже самоконтроль.

То что мушка гуляет в районе предполагаемой цели, стрелка волновать не должно. Зафиксировать намертво положение целика на цели не возможно. Подлавливание момента совпадения желаемого результата в прицеливании приводит к грубым ошибкам, одна из которых - рывок. Это самая распространённая ошибка. В тот момент когда мушка и цель совпадают, стрелок ускоряет процесс производства выстрела, дёргает, тем самым, своими грубыми действиями "вырывая" стрелу из мишени. При резком движении смещается правильно выстроенная конструкция лук - стрелок, за счёт движений, в момент когда стрела набирает скорость и ещё не покинула пределы лука-тетивы, смещается подловленная мушкой цель излишним напряжением рук и спины за габарит вероятного попадания.

Натяжение, удержание тетивы, дотяг осуществляют мышцы спины. Они большие и сильные. Руки это рычаги, которые упираются или сгибаются как надо. Кисть и пальцы это крючки, которые до поры до времени цепляются за тетиву. А тянет и удерживает спина. Напрягать бицепсы, трицепсы, лучезапястные и тому подобные мышцы вредно и бессмысленно. Они не вытянут, не помогут, а скорее помешают стрельбе.
 
Потеря цели. Нет, она не ускользает из поля зрения, но стрелок не может воспроизвести в памяти, где конкретно находился целик в момент выстрела. Это значит всё внимание было сосредоточено на правильном выполнении подготовительных движений, отработка каких-то деталей выстрела. Это допустимо при отработке конкретного задания на тренировке, это может происходить даже во время соревнований. Но желательно, что бы "на задворках" сознания образ "мушка в мишени" был всегда последней мыслью. Просто необходимо, жизненно важно держать это на первом месте. Если возникнет необходимость, всегда можно покопаться в памяти и удостоверится в правильном прицеливании. Потом, по нисходящей, дальше искать зазорчики в идеальном трафарете выстрела и его натурного исполнения. Как ты отмечал свой выстрел на мишени, это первый вопрос к стрелку, вопрос самому себе.

С момента постановки тянущих пальцев на тетиву, с их правильного расположения и стоит начинать разговор о начале фазы растяжения тетивы. Сколько бы не участвовало пальцев в растяжении, их главное предназначение - не мешать. Не мешать стреле в "гнезде" (седле), не мешать сходящей с пальцев же тетиве, не мешать спинным мышцам закончить свою работу. А это значит любое излишнее напряжение в них недопустимо. Общепринято ассоциировать пальцы с крючками, которыми зацепляют тетиву широкие мышцы спины. Тянущая рука выступает в роли передаточного звена, ни в коем случае не напрягая бицепсы и трицепсы.
Распределение усилия на тянущих пальцах индивидуально. В захвате тетивы их участвует немного: один, два или три. Понятно, что один палец легче всего поддаётся контролю на тетиве (колечный хват). Два пальца на тетиве в силу строения кисти в основном  не устойчивы, поэтому к захвату подключается третий, безымянный палец. Опять же, в силу различного строения кисти у людей, нагрузка на пальцы распределяется не равномерно. Считается что в большинстве случаев при полном натяжении, 40% усилия ложится на указательный палец, 50% - на средний, и 10% - на безымянный. Это не обязательно верные для всех цифры.
 
В первоначальный период обучения сформировался лично ваш хват тетивы. В дальнейшем совершенствовании техники стрельбы необходимо постоянно контролировать давление тетивы на пальцы. То давление, которое сложилось у вас на каждый палец в отдельности. Пусть эти цифры будут 40*50*10 или 30*45*25. Специально замерять прибором такое давление у большинства стрелков не получится, но однообразное распределение усилия, сознательно контролируемое, обязательно отложится в голове "правильным образом выстрела". Например, просто зацепить безымянный палец за тетиву (до 10% усилия) и нагрузить его сознательно (до 30%)разница будет ощутима. Через защитный фартучек эти проценты усредняются, главное не упустить из виду, что все пальцы работают одинаково (условно) или частично.
(Приведён пример для трёх пальцевого, "Средиземноморского" хвата).

Держащая лук рука является условным, прямым, неизменным упором. Упором надёжным, не поддающимся силе лука, но и не отталкивающим его от себя. Определённый, достаточный, контролируемый тонус в руках прекрасно тренируется сознательной концентрацией внимания в тренировочном процессе на специально для этого выделенном занятии. Проверка работы рук должна проводиться не менее раза в месяц общего тренировочного процесса отдельно, и как часть связки с другими элементами по заданию (по поставленной задаче) еженедельно. Специальных, дополнительных сознательных движений в лучной руке допускать не следует. После снятия нагрузки (после выстрела) "падающая" вниз рука скорее сигнализирует о том, что необходимого тонуса в ней не было. Килограммы давления лука при натяжении "ушли" и пропали в стрелке. Значит выстрел получился не полным, энергия лука частично погасилась, самортизировалась.  Наоборот, горизонтальный  отлёт руки в сторону и "вылет" лука вперёд говорит о том, что проводилась правильная тяга спиной и верно подобранный упор.

23 Января 2015, 13:22:58
Ответ #16
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

                                                                             Целимся  мы всегда.

Что значит целиться?

Прицелится глазами, охватить размер объекта взглядом это значит оценить его пропорции. Когда пропорции (размер) установлен, хотя бы приблизительно верно, то уже можно оценить и расстояние, которое разделяет нас. Опять же приблизительно. Почему приблизительно? Насколько верной окажется оценка? А это как раз  зависит от жизненного опыта, от способности к реальному и критичному взгляду на жизнь, от таланта и желания. Желания научиться видеть.

Для начала нужно воспользоваться методом упрощения, выделить простую геометрическую фигуру, размер которой не вызывает сомнения. Например круг, глаз объекта, или прямоугольник, голова. Сравнить полученные значения с известной, близко расположенной елью или берёзой. Если это не реликтовый заповедник, не лесопитомник, где выращивают саженцы, то ширина ствола дерева обычно составляет 20-30 см.

Приём визирования, использование величины предмета как единицу измерения для сравнения с размерами других предметов, тоже относится к первоначальным навыкам развития глазомера. Он, глазомер, развивается постепенно, при систематическом и неуклонном стремлении к определению пропорций и расстояния на глаз.
Развивать глазомер можно не выходя из дома. Например деление горизонтальной линии на листе бумаги на равные отрезки без помощи измерительной линейки. Сравнивая известный предмет (стакан) со случайно попавшим в поле зрения предметом (сколько стаканов уместится в длину; в высоту). Приняв величину стакана за единицу измерения попытаться определить расстояние до буфета; оценить дверной проём (длина и ширина обычно стандартны) и расстояние до него. Выйдя из дома, зная величину некоторых известных, окружающих нас предметов, "угадать" а потом и промерить шагами расстояние до них. Естественно для этого нужно знать свой рост, ширину кисти или сжатого кулака, длину и ширину своего пальца, расстояние шага, словом всё, что поможет определить истинные размеры измеряемого объекта.

Рекомендовано и очень помогает на первых порах в измерении пропорций использовать ширину большого (любого другого) пальца; авторучки или карандаша; специальной палочки (10 см); пяти или десяти метровой верёвки для промера больших расстояний и тому подобное.

Не стоит забывать, всё, что мы видим вокруг себя, отпечатывается на сетчатке глаза в искажённой форме и нашему мозгу необходимо обработать поступившую информацию. Иначе перспективное соотношение форм увидеть в этом мире невозможно. Благодаря освещению воспринимаются формы, характер поверхности, окраска, расстояние от зрителя. Что бы постичь закономерность этого, одних знаний не достаточно. Натренированный ежедневными, ежесекундными упражнениями глазомер, аналитическое мышление, всё в купе обязательно принесут свои плоды.

Чувствительность глаз позволяет наблюдать объекты как слабо освещённые так и сильно освещённые. При смешанном освещении натуры (пейзажа) глазам трудно воспринимать разно освещённые предметы чётко и точно. В помощь тут приходит "широко смотрение".  Термин применяется в изобразительном искусстве, а обозначают им кратковременный взгляд на интересующий нас объект в целом. Широко открытыми глазами на всё сразу и ни на что конкретно, не сосредотачиваясь на деталях. Это позволяет воспринять периферией сетчатки глаза все предметы одновременно и одинаково. В момент общего восприятия, тональные отношения довольно верно распределяются по всей "картине", правда несколько расплывчато, но верно по отношению к друг к другу. По отпечатанной в памяти картине можно увереннее выстроить иллюзорно - пространственную расстановку деталей на интересующем нас пространстве.
 
Линейная перспектива - дальнейшее, тренируемое упражнение для стрелка. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз. Расположение интересующего нас объекта ниже или выше воображаемой линии требует правильного построения перспективы изображения. Упражнением для этого служат рисунки простых геометрических предметов в перспективе. Так, кстати, можно довольно точно определить градус отклонения от линии горизонта вашего зрения и соответственно внести необходимые поправки в прицеливании по мишени.

26 Января 2015, 05:04:22
Ответ #17
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

Прекрасный образец для тренировки глаз даёт стереограмма. Принцип работы стереоизображения основан на свойстве человеческих глаз оценивать расстояние до предметов. (С) Картинок и статей на эту тему написано и напечатано предостаточно. Стрелку обязательно надо тренировать эту способность для формирования у себя понятия - образ (образ в прицеливании; образ мушки и мишени; образ интуитивного выстрела).

Натренированная таким образом фокусировка зрения позволяет увидеть и полёт стрелы в момент выстрела. На близких дистанциях (до 30 м) даже место попадания стрелы на мишени, без специальной концентрации зрения (сознательного перевода взгляда на мишень).
« Последнее редактирование: 26 Января 2015, 06:26:41 от лучник1962 »

26 Января 2015, 07:44:09
Ответ #18
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

Оптические иллюзии или обман зрения.
т.е. оптический обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение»
Глядя на приведённые здесь картинки вы всё понимаете правильно. Это оптический обман зрения. Правда не совсем зрения, а скорее нашего головного мозга, его восприятия и расшифровки увиденной картинки в привычный нам "формат". Поэтому я и призывал в начале книги: Будьте критичны!







26 Января 2015, 07:52:59
Ответ #19
Оффлайн

лучник1962

  • Рейтинг +103/-27

1. Самый простой пример. Профиль или ваза.
2. Вечно движущийся коридор.
3. Изогнутые параллельные ...
4. Нелегко прочитать названия цвета, особенно если цвет букв с ним не совпадает.
5. Эффект тоннеля (а фигуры то одного размера!)
6. Стереоизображение (кто что увидел?).

Эту картинку ставлю отдельно, так как смотреть её надо просто отодвигая от глаз. Узнаёте персонажей? А ведь в самом деле, нет (кажется) лишних перекрещивающихся линий, туннелей и спиралей.

 

Применение упражнений и методик пулевой стрельбы в стрельбе из лука

Автор Николай Владимирович

Ответов: 48
Просмотров: 5104
Последний ответ 27 Сентября 2013, 20:09:24
от Николай Владимирович
Фитнесс-браслеты, гироскоп и качество стрельбы

Автор shornikov

Ответов: 1
Просмотров: 1478
Последний ответ 06 Февраля 2015, 13:28:05
от MeffAgan
Способ стрельбы с наклоном лука

Автор Александр

Ответов: 11
Просмотров: 3899
Последний ответ 29 Июля 2009, 21:32:11
от Борис
Хочу спросить по технике стрельбы

Автор Мазила

Ответов: 35
Просмотров: 5930
Последний ответ 15 Апреля 2014, 10:44:17
от Вадим Горбунов